Год провозглашения независимости бангладеш. История бангладеш

Катализатором третьей индо-пакистанской войны явилось нежелание пакистанского руководства передать власть Муджибуру Рахману, победившему на выборах в Восточном Пакистане (Восточной Бенгалии). На фото – фактический правитель Пакистана генерал Яхья Хан


Рахман выступал за широкую автономию Восточного Пакистана. На фото – Муджибур Рахман со своим личным другом, президентом Индии Индирой Ганди


Начавшаяся 25 марта 1971 года операция пакистанской армии по очистке Восточного Пакистана от сторонников Рахмана привела к переходу десяти миллионов бенгальцев на территорию индийского штата Западная Бенгалия. На фото – бенгальские беженцы


В Индии бенгальцы при поддержке индийского правительства приступили к созданию «Мукти бахини» (Освободительной армии). На фото – боец «Мукти бахини» проводит агитационную беседу (на столе – английский пистолет-пулемет «Стерлинг»)


К середине осени 1971 года 85-тысячная «Мукти бахини» при поддержке индийской артиллерии и танков взяла под контроль значительные приграничные районы Восточного Пакистана. На фото – бойцы «Мукти бахини» готовятся к казни пленных, подозреваемых в сотрудничестве с Пакиcтаном


Для поддержки «Мукти бахини» к границам Восточного Пакистана была стянута 250-тысячная индийская армия. На фото – колонна танков Т-55 из состава II индийского армейского корпуса. Джессор, декабрь 1971 года


23 ноября началась переброска пакистанских войск к границам штата Джамму и Кашмира с целью открытия второго фронта против Индии. На фото – выдвижение колонны пакистанских танков Т-59 (китайская версия Т-55)


Незадолго до официального объявления войны 3 декабря 1971 года пакистанские самолеты попытались нанести массированный удар по индийским аэродромам. На фото – пакистанские F-86 «Сейбр»


Действия пакистанских ВВС, насчитывавших 143 истребителя -бомбардировщика и 17 бомбардировщиков, не имели существенного успеха. На фото – пакистанские J-6 (китайская версия МиГ-19) из состава 23-й авиационной эскадрильи


Начавшееся после авиаудара пакистанское наступление в Кашмире было остановлено индийской армией при поддержке ВВС (644 истребителя-бомбардировщика и 84 бомбардировщика). На фото – пакистанский минометный расчет


В ходе контрнаступления индийские войска частично оккупировали пакистанские провинции Кашмир, Пенджаб и Синдх общей площадью около 10 тысяч кв. км., создав угрозу рассечения Западного Пакистана на северную и южную часть. На фото – танк «Центурион» из элитной индийской танковой дивизии

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Холодная Война: «Индия: Пакистан и Бангладеш» 1/2

    ✪ Горячие точки "холодной" войны: «Алжирский пасьянс»

    ✪ Холодная война Мао 2/3 Китай против Индии [ДокФильм]

    Субтитры

Предыстория

Западный и Восточный Пакистан заметно отличались друг от друга в культурном плане. Столица страны Карачи находилась в западной части страны, отсюда же происходило большинство представителей пакистанской политической элиты. Западный Пакистан всегда доминировал над Восточным и экономически, и политически, хотя по количеству населения уступал ему (по переписи 1972 года население Пакистана: 64,9 млн чел., по переписи 1974 года население Бангладеш: 71,3 млн чел.). В развитие восточных территорий вкладывалось намного меньше средств.

Существовала и языковая проблема: в 1952 году в Дакке была расстреляна демонстрация, требовавшая отмены постановления о признании единственным государственным языком страны урду (большинство населения на востоке говорило на бенгали , в то время как урду был родным языком относительно небольшой этнической группы на западе). Постепенно жители восточной части страны начали ощущать себя гражданами второго сорта.

В декабре 1970 года в стране прошли парламентские выборы, на которых большинство голосов получила возглавляемая шейхом Муджибуром Рахманом восточнопакистанская партия «Авами Лиг » («Лига свободы»), выступавшая с программой предоставления востоку страны значительной автономии. Согласно конституции страны, она получила право сформировать правительство. Но генералитет во главе с Яхья-ханом выступил против назначения Рахмана на пост премьер-министра, склонив на свою сторону лидера победившей на западе Пакистанской народной партии Зульфикара Али Бхутто . Переговоры между Яхья-ханом, Бхутто и Рахманом не увенчались успехом. 7 марта 1971 года Рахман выступил перед двухмиллионной толпой на главной площади Дакки со знаменитой речью, в которой заявил о том, что его партия борется за свободу и независимость Восточного Пакистана.

История

Террор пакистанской армии

Западнопакистанская армия развернула жестокие репрессии против бангладешцев; по существующим оценкам, к концу 1971 года было убито от 200 тыс. до 3 млн жителей страны. Военнослужащими было изнасиловано по крайней мере 200 тыс. бенгальских женщин. Ультраправые исламистские группировки, действовавшие вместе с западнопакистанской армией, проводили массовые зачистки левой интеллигенции, выступавшей за независимость Бангладеш.

Международная поддержка

Впрочем, основную экономическую, военную и политическую поддержку освободительная армия Бангладеш получала со стороны Индии. Благодаря ей уже летом 1971 года партизаны активизировали свои действия против пакистанских сил (операция «Джекпот»). Страна была разделена на 11 территорий, в каждой из которых силы «мукти-бахини» возглавил бывший офицер пакистанской армии. Партизаны имели небольшие военно-воздушные силы и речной флот. Правительственная армия оказалась не готова к ведению антипартизанской войны в условиях местности, покрытой джунглями и многочисленными реками. Располагая базовыми лагерями на территории Индии, «мукти-бахини» проводили успешные операции в Бангладеш и отступали через границу.

Третья индо-пакистанская война

Индийская поддержка бенгальских партизан побудила Пакистан к началу военной операции «Чингисхан» на западной границе с Индией, послужившей началом Третьей индо-пакистанской войны . 3 декабря 1971 года военно-воздушные силы Пакистана подвергли внезапной бомбардировке ряд индийских авиабаз, в ответ на что на следующий день в Индии было объявлено чрезвычайное положение и началась мобилизация.

Индийские силы совместно с подразделениями «мукти-бахини» стремительно обошли основные оборонительные узлы противника. Решающим фактором здесь оказалась высокая мобильность в трудной местности. Хорошо себя зарекомендовали плавающие танки ПТ-76

Народная республика Бангладеш стала независимым государством социалистической ориентации, поддерживая тесные связи с Индией и СССР. Первым государством в мире, официально признавшим независимость Бангладеш 6 декабря 1971 года, стало гималайское королевство Бутан .

Обретение независимости. К концу 1960-х годов в Восточном Пакистане, на месте которого возникла Народная Республика Бангладеш, все большую популярность набирала созданная в 1949 г. партия Авами лиг (Народная лига). Среди бенгальского населения провинции нарастало недовольство своим социально- экономическим положением, а также засильем западнопакистанских бизнесменов и чиновников почти во всех сферах деятельности. В 1966 г. лидер партии Авами лиг Шейх Муджибур Рахман выдвинул «Программу из шести пунктов» с требованиями широкой региональной автономии для Восточного Пакистана. Пакистанский президент М. Айюб Хан отверг эти требования. На состоявшихся после его отставки при новом президенте генерале А.М. Яхья-хане выборах в Национальное собрание (парламент) Пакистана в декабре 1970 г. победила Авами лиг. Победа на выборах давала М. Рахману возможность стать премьер-министром Пакистана, а его партии - сформировать правительство. На первую неделю марта 1971 г. было назначено первое заседание вновь избранного парламента, которое должно было состояться в столице Восточного Пакистана - Дакке. Но лидер победившей на выборах в Западном Пакистане Пакистанской народной партии З.А. Бхутто заявил, что парламентарии от его партии не поедут в Дакку. А.М. Яхья-хан отложил созыв сессии на неопределенное время. В знак протеста против этого лидер Авами лиг 7 марта 1971 г. призвал население Восточного Пакистана к всеобщей забастовке и к проведению кампании гражданского неповиновения. Обстановка в провинции накалилась. Указания военной администрации и государственных органов демонстративно игнорировались населением. Началось создание вооруженных отрядов Авами лиг и их стычки с войсками. За несколько недель количество западнопакистанских войск в Восточной Бенгалии возросло с 25 тыс. до 60 тыс. человек. Вечером 25 марта А.М. Яхья-хан после безуспешных переговоров в Дакке вернулся в пакистанскую столицу Исламабад и отдал войскам приказ применить силу. В Дакке началась резня. Жестоким нападениям со стороны пакистанских военных подверглись Даккский университет и район проживания индусов. Проводились массовые аресты, облавы, повальные обыски. В ночь с 25 на 26 марта 1971 г. М. Рахман был схвачен и отправлен в Западный Пакистан в тюрьму. Партия Авами лиг была запрещена, часть ее руководителей арестована. В Восточном Пакистане было введено военное положение. В Дакке, Читтагонге и других крупных центрах провинции вспыхнули уличные бои. 26 марта 1971 г. представителями восставших по радио была провозглашена независимость Бангладеш. Вооруженное сопротивление пакистанским войскам было спонтанным и разрозненным. Среди множества создаваемых мелких партизанских групп и отрядов наиболее сильными были отряды, сформированные военным комитетом Авами лиг во главе с полковником М.А.Г. Османи. Со временем их стали называть Мук- ти бахини (Армия освобождения). В апреле 1971 г. в деревушке Баддьянаттала (тогда же переименованной в Муджибнагар) на границе с Индией оставшиеся на свободе руководители и депутаты Авами лиг приняли Декларацию независимости Народной Республики Бангладеш и образовали временное правительство во главе с генеральным секретарем Авами лиг Т. Ахмедом. Арестованного М. Рахмана заочно избрали президентом страны и главнокомандующим вооруженными силами республики. Само правительство обосновалось в Калькутте и готовилось к длительной борьбе за независимость. К июню 1971 г. сопротивление отрядов повстанцев Восточного Пакистана было подавлено, а сами партизаны вытеснены в Индию, которая оказывала моральную и материальную поддержку Мукти бахини, снабжала их оружием и снаряжением, организовала для них специальные тренировочные лагеря на своей территории. С помощью Индии бенгальские партизаны смогли перегруппировать свои силы, и к октябрю 1971 г. снова разгорелись бои. Из-за репрессий пакистанской армии постоянно увеличивалось число беженцев (в основном индусов), которые хлынули в Западную Бенгалию, Ассам и Трипуру. По разным оценкам, на территории Индии к декабрю 1971 г. оказались 7-10 млн. бенгальских беженцев. Проблема беженцев использовалась индийским руководством для создания негативного имиджа Пакистана в глазах международного сообщества. Между Индией и Пакистаном развернулась пропагандистская война. Проводивший жесткий курс губернатор провинции генерал Тикка- хан был заменен более сдержанным генерал-лейтенантом А.А.К. Ниязи. В конце ноября 1971 г. участились пограничные столкновения между Индией и Пакистаном, а 3 декабря, используя как предлог бомбежку пакистанскими самолетами нескольких аэродромов, индийская армия начала широкомасштабное наступление в Восточном Пакистане, одновременно ведя военные действия вдоль границы с Западным Пакистаном, в частности в Кашмире. Не вступая на востоке в затяжные бои с пакистанскими силами, индийская армия быстро продвигалась к Дакке и вышла к ней 14 декабря, а 16 декабря 1971 г. командующий пакистанскими силами в провинции А.А.К. Ниязи капитулировал вместе с войсками. На следующий день прекратились и боевые действия на западном направлении. Индийские войска оставались на территории Бангладеш до марта 1972 г., чтобы закрепить победу, переправить пленных пакистанцев на территорию Индии, а также содействовать стабильности нового правительства. Развитие политической ситуации после достижения независимости. 10 января 1972 г. в Бангладеш (через Лондон) вернулся Муджибур Рахман, освобожденный из пакистанской тюрьмы. Своим первым указом он ввел в стране парламентскую форму правления, подтвердил запрет на деятельность партий, сотрудничавших с пакистанской армией, и сформировал Учредительное собрание (в составе депутатов Национального собрания Пакистана, избранных от Вое- точной Бенгалии в 1970 г., и Провинциального собрания Восточного Пакистана). Затем он отказался от президентского поста, предложив избрать президентом вице-канцлера Даккского университета А.С. Чоудхури, который после своего избрания поручил ему сформировать новый кабинет министров. В него вошли 23 представителя Авами лиг, включая всех министров временного правительства. В стране развернулась кампания по поиску и наказанию сотрудничавших с пакистанскими властями коллаборационистов, а также оппонентов нового режима. Для руководства страны первоочередной задачей было восстановление разрушенной войной экономики. К началу 1972 г. правительство установило контроль государства над предприятиями так называемой брошенной собственности, владельцы которых бежали в Западный Пакистан. В марте 1972 г. было принято решение о национализации частных банков и страховых компаний (за исключением иностранных), предприятий джутовой, хлопчатобумажной, сахарной и ряда других отраслей промышленности, большей части водного транспорта и внешней торговли. В феврале 1972 г. было объявлено о проведении аграрной реформы. «Потолок» земельного владения на одну семью устанавливался в ЮОбигхов (33,5 акра) вместо существовавших до этого 300 бигхов. Правительство также приняло решение освободить от уплаты налогов крестьянские хозяйства, имевшие земельные наделы до 25 бигхов (8,3 акра), что затронуло 92% хозяйств. Хотя в Бангладеш почти не было крупных землевладельцев (51% землевладельцев имел участки до 2,5 акров земли, 45 - до 125 акров и 4%^- свыше 125 акров), возникли трудности с реализацией аграрной реформы. Причем сельское хозяйство являлось главной отраслью экономики Бангладеш. По данным переписи 1974 г., 91% населения проживал в сельской местности и свыше 80% было занято в аграрном секторе, где создавалось 55,4% валового национального продукта страны, тогда как на промышленность приходилось только 3,7% ВНП. 4 ноября 1972 г. Учредительное собрание единодушно приняло новую конституцию Народной Республики Бангладеш. Главой унитарного государства являлся президент, но свои полномочия он мог осуществлять только по рекомендации премьер-министра, который фактически обладал всей полнотой исполнительной власти. Конституция Бангладеш предусматривала три формы собственности: государственную, кооперативную и частную. Основной закон устанавливал многопартийную систему с предоставлением избирательного права всем гражданам, достигшим 18 лет, за исключением обвиненных в коллаборационизме. Законодательной властью наделялся однопалатный парламент - Национальное собрание из 300 депутатов, избираемых в ходе прямых и тайных выборов сроком на пять лет. Дополнительно 15 мест резервировалось за женщинами, которых избирал парламент. Конституция включила в себя и идеологическую концепцию, которой придерживался Муджибур Рахман и которая получила название «муджибизм». Она сводилась к весьма размытым четырем принципам государственной политики: бенгальский национализм, социализм, демократия и секуля- ризм. Конституция была введена в действие в декабре 1972 г., а в марте 1973 г. состоялись первые всеобщие парламентские выборы. На них победила Авами лиг, заручившись поддержкой 73% голосов участвовавших в голосовании изби рателей и получив 292 депутатских мандата из 300, остальные места достались независимым кандидатам и левоэкстремистским организациям. Лидер победившей партии Шейх Муджибур Рахман возглавил правительство страны. Однако внутриполитическая и экономическая ситуация в Бангладеш ухудшалась. В стране не хватало товаров первой необходимости, постоянно росли цены и уровень инфляции, в Авами лиг и в армии усилилась фракционная борьба, развернулось открытое соперничество за посты и должности, процветала коррупция, при недостатке квалифицированных и компетентных кадров увеличилось число безработных. На этом фоне активизировалась деятельность левоэкстремистских группировок. Власти были вынуждены считаться с бывшими партизанскими полевыми командирами. Ухудшилась криминальная ситуация в связи с наличием на руках у населения большого количества оружия, не сданного после достижения независимости. Участились политические убийства, грабежи и другие уголовные преступления. Не дала позитивного эффекта и амнистия коллаборационистов в ноябре 1973 г. Было освобождено около 33 тыс. человек, в основном руководители и активисты Мусульманской лиги, «Джамаат-и ислами» и других религиозных партий и организаций, но сами партии оставались под запретом. Экономические трудности усугубило катастрофическое наводнение, которое летом 1974 г. затронуло 17 из 19 дистриктов страны. В результате сельскому хозяйству был нанесен огромный ущерб, ряд районов охватил голод. К ноябрю 1974 г. от голодной смерти погибли 27,5 тыс. человек. Чтобы ^равиться с ситуацией, руководство страны пошло по пути ограничения демократии. В конце декабря 1974 г. в Бангладеш было введено чрезвычайное положение, в результате чего М. Рахман получил неограниченные полномочия на неопределенный период. Было приостановлено действие всех статей конституции, касающихся прав и свобод граждан. Обеспечение законности и правопорядка было передано в руки армии. Деятельность политических партий временно запрещалась. В условиях действия чрезвычайного положения 25 января 1975 г. (по предложению М. Рахмана) парламент Бангладеш принял 4-ю поправку к конституции, утвердившую переход к президентской форме правления и предоставившую президенту право ввести в стране однопартийную систему. Президентом был избран М. Рахман, который получил фактически диктаторские полномочия. Своим декретом в феврале 1975 г. он распустил все 14 легально существовавших политических партий и объявил о создании новой и единственной партии - Бангладеш кришок сромик авами лиг (Крестьянско-рабочей народной лиги Бангладеш, БАКСАЛ). Данная реформа политической системы Бангладеш, так называемая вторая революция, закрепила переход от парламентской демократии к авторитаризму и единоличной диктатуре. Внутриполитическое развитие Бангладеш негативно сказалось и на положении вооруженных сил страны. После провозглашения независимости многие участники Мукти бахини были включены в состав создаваемой бангладешской армии. В их среде оставались сильными партизанские настроения, не было сплоченности и единства. Наиболее радикальные из них принадлежали к возникшей в октябре 1972 г. в результате раскола в руководимых Авами лиг студенческих и профсоюзных организациях Национальной социалистической партии (НСП) и ее вооруженному крылу - Ассоциации революционных солдат. Сторонники НСП занимали левоэкстремистские позиции и выступали за продолжение «революционной классовой борьбы», рассматривая движение за независимость как неоконченное, пока у власти находится «буржуазное» правительство Ава- ми лиг. Большую категорию военнослужащих составляли репатрианты. В результате войны за независимость Бангладеш Индия захватила около 93 тыс. пакистанских военнопленных и гражданских интернированных лиц, Народная Республика Бангладеш удерживала 195 пакистанцев (главным образом военных), а Пакистан интернировал 28 тыс. бенгальских военнослужащих пакистанской армии, находившихся в Западном Пакистане. По соглашениям, достигнутым между Бангладеш, Индией и Пакистаном в августе 1973 г. и апреле 1974 г., освобождение и репатриация всех категорий пленных были завершены к 30 апрелю 1975 г. Вернувшихся из Пакистана репатриантов включили в бангладешскую армию, в которой преобладали «борцы за независимость». С первых дней независимости в стране существовали Джатийо роккхи бахини (Национальные охранные войска). Их численность равнялась 25 тыс. человек, тогда как в армию, личный состав которой достиг 55 тыс. (1975 г.), набор был практически прекращен. Эти войска со временем все больше превращались в параллельную армии структуру, подчиненную лично М. Рахману. Естественно, это не могло не вызывать нареканий со стороны кадровых военных, в среде которых усиливалось недовольство. , Период военных переворотов и авторитарного правления. 15 ^густа 1975 г. группа офицеров среднего звена (под руководством майоров), большинство из которых были репатрианты, осуществила государственный переворот. Заговорщики застрелили М. Рахмана и членов его семьи (кроме находившихся за границей двух дочерей), арестовали ряд министров его правительства и передали власть в стране К. Муштаку Ахмеду, бывшему министру торговли, который стал президентом страны. Однако его роль в новом режиме была номинальной. Советником по обороне стал бывший командующий Мукти бахини М.А.Г. Османи. Новые власти объявили, что парламентская демократия будет восстановлена к февралю 1977 г., распустили БАКС АЛ, упразднили Национальные охранные войска. Через несколько дней после переворота было введено военное положение, президент стал главным военным администратором. На пост начальника штаба сухопутных войск (армии) он назначил генерал-майора Зияура Рахмана. Несмотря на экономическую и политическую нестабильность в последние годы режима М. Рахмана, действия «майоров» вызывали сильное возмущение среди его приверженцев, особенно бывших участников борьбы за освобождение. Один из них, бригадный генерал Халед Мушарраф, 3 ноября 1975 г. совершил новый государственный переворот. Опасаясь «промуджибистской реставрации», группа заговорщиков-«майоров» убила бывших министров правительства Муд- жибура Рахмана- Т. Ахмеда, С.Н. Ислама и др., содержавшихся в даккской тюрьме. После их убийства Халед Мушарраф вынудил К. Муштака Ахмеда вместе со своим правительством подать в отставку и передать пост президента главному судье Верховного суда А.С.М. Сайему. Зачинщиков августовского переворота отправили в изгнание в Ливию. Зияур Рахман был снят с поста начальника штаба армии и помещен под домашний арест. Однако он успел обратиться за помощью к отставному подполковнику Абу Тахеру, своему бывшему товарищу по борьбе за независимость. Вскоре после второго переворота почти полностью развалилась дисциплина среди военных. На улицах начались столкновения соперничающих армейских группировок. В этой обстановке Абу Тахеру с помощью Ассоциации революционных солдат удалось поднять войска Даккского гарнизона и совершить контрпереворот («солдатскую революцию»), в ходе которого 7 ноября был убит X. Мушарраф. Зияур Рахман был освобожден из-под ареста и восстановлен на посту начальника штаба армии. Лидеры Ассоциации потребовали от него принятия так называемой «Программы из 12 пунктов» (создания бесклассовой армии, отбора офицеров из числа солдат и т.п.). 3. Рахман, естественно, не мог выполнить эти требования и принял жесткие меры по восстановлению правопорядка в стране и дисциплины в армии. По его рекомендации президент А.С.М. Сайем распустил парламент и подтвердил действие военного положения в стране. Для руководства страной был создан Военно-административный совет. 16 ноября 1975 г. был опубликован указ президента, вводивший тяжкие наказания (вплоть до смертной казни) за ведение политической деятельности в вооруженных силах. По приказу Военно-административного совета были арестованы 19 руководителей Национальной социалистической партии и Ассоциации революционных солдат, включая Абу Тахера (в 1976 г. его повесили). К началу декабря 1975 г. деятельность Ассоциации была почти полностью подавлена, в армии удалось восстановить подобие единства и вернуть солдат в казармы. Новое руководство Бангладеш предприняло ряд мер для восстановления многопартийной системы. В мае 1976 г. был отменен запрет на деятельность партий религиозного толка, а в июле того же года принято постановление о политических партиях, которым регламентировалась их деятельность. В ноябре 1976 г. в стране легально действовала уже 21 партия. Наиболее влиятельным членом Военно-административного совета был 3. Рахман, которому 29 ноября 1976 г. указом президента были переданы полномочия главного военного администратора. В отличие от Муджибура Рахмана Зияур Рахман не ставил в худшие условия гражданских чиновников, не участвовавших в борьбе за независимость. Он также пытался объединить вооруженные силы, продвигая по службе репатриантов в соответствии с их квалификацией, к недовольству некоторых высокопоставленных военных из числа «борцов за независимость». 3. Рахман искусно избавлялся от проблемных офицеров, посылая их на дипломатическую работу за рубеж. Укрепив свои позиции в армии, 21 апреля 1977 г. Зияур Рахман занял место А.С.М. Сайема, который ушел в отставку с поста президента по причине «плохого здоровья». Для легитимизации своей власти 3. Рахман провел в мае 1977 г. референдум по вопросу о доверии населения ему как президенту страны и его политике. По официальным данным, в референдуме приняло участие 88,5% избирателей, из которых 98,9% ответили утвердительно. Необходимо отметить, что, будучи одним из героев войны за независимость, 3. Рахман действительно пользовался большой популярностью среди населения Бангладеш. Он тратил большую часть времени в поездках по стране, выступая с «политикой надежды», призывая бангладешцев усерднее работать и больше производить. В конце апреля 1977 г. им была обнародована «Программа из 19 пунктов». Основное внимание в ней было сосредоточено на необходимости подъема бангладешского производства, особенно зерна и другого продовольствия, а также развития сельских районов. Генералу-президенту удалось восстановить общественный порядок. Специальные гражданские и военные трибуналы сурово обходились с множеством профессиональных преступников, контрабандистов и партизанскими бандами. 3. Рахман предпринял попытку изменить военный характер своего правительства путем передачи гражданским чиновникам большинства министерских портфелей. В июне 1977 г. он назначил вице-президентом судью Высшего суда Абдус Саттара. В конце сентября 1977 г. вспыхнул бунт армейского батальона в г. Богра. Хотя он был быстро подавлен, вскоре в Дакке произошел второй мятеж. Мятежники безуспешно атаковали резиденцию 3. Рахмана, захватили на короткое время радио Дакки, убили нескольких офицеров. Восстание инспирировалось маоистской по идеологии НСП. После нескольких дней боев, в которых погибло около 200 солдат, верные правительству войска подавили мятеж. За участие в восстании свыше 1100 человек было казнено. 3. Рахман уволил руководителей военной и гражданской разведки, расформировал мятежные подразделения, запретил НСП, сделал перестановки среди старшего командного состава. В частности, начальник общей части штаба сухопутных войск М.А. Манзур был переведен в Читтагонг на должность командира 24-й пехотной дивизии. В феврале 1978 г. 3. Рахман объявил о создании Националистической демократической партии (НДП) для содействия выполнению «Программы из 19 пунктов». Идеологическую основу политического курса партии составили бангладешский национализм, демократия, социальная и экономическая справедливость. Однако главной задачей новой партии стала поддержка кандидатуры 3. Рахмана на предстоящих президентских выборах. В апреле 1978 г. 3. Рахман издал указ, по которому, находясь на действительной военной службе, нельзя было баллотироваться на президентских выборах, и вышел в отставку с поста начальника штаба армии. На эту должность им был назначен генерал-майор Х.М. Эршад. Президентские выборы состоялись в июне 1978 г. За пост президента боролись девять претендентов. В условиях сохранявшегося в стране военного положения победил на выборах 3. Рахман, поддержанный Националистическим фронтом в составе НДП и пяти других партий. Он получил 77% голосов участвовавших в голосовании избирателей. Его основной соперник- кандидат Объединенного демократического фронта М.А.Г. Османи набрал 22%. В сентябре 1978 г. Националистический фронт был распущен, а составляющие его партии слились в Националистическую партию Бангладеш (НПБ). Председателем партии стал 3. Рахман. В феврале 1979 г. в Бангладеш были проведены вторые в истории страны парламентские выборы. Они принесли победу НПБ, которая завоевала 207 из 300 мест в Национальном собрании (набрав около 41% голосов), Авами лиг получила 39 депутатских мандатов (25%), коалиционный блок Мусульманской лиги и Исламской демократической лиги- 20 (около 10%). После победы своей партии на выборах 3. Рахман отменил военное положение и сформировал гражданский кабинет министров, в основном из технократов и отставных высших офицеров. Несмотря на процесс придания власти в стране гражданского облика и стремление создать в лице НПБ политическую опору своему режиму, 3. Рахман по- прежнему сохранял тесные связи с армией, которая при нем находилась в привилегированном положении. К началу 1980-х годов в вооруженных силах постепенно большинство стали составлять кадровые военные, а не недисциплинированные революционные «борцы за независимость» (по некоторым оценкам, их к тому времени оставалось еще 20%). Однако их мятежный дух не был изжит окончательно и время от времени воплощался в попытках военного переворота. Одна из них стоила жизни Зияуру Рахману. Недовольный своим переводом в Читтагонг, который рассматривался им как понижение по службе, М.А. Манзур вместе с группой офицеров-заговорщиков 30 мая 1981 г. убили прибывшего в Читтагонг 3. Рахмана, захватили местную радиостанцию и призвали войска по всей стране поддержать военный переворот. Манзур объявил о формировании «Революционного совета», заявил об увольнении старших офицеров с их постов в Дакке, роспуске парламента и прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и мире с Индией 1972 г. Он надеялся на поддержку «борцов за независимость». Однако военное командование в Дакке выступило на стороне законного преемника 3. Рахмана А. Саттара. Верные правительству армейские подразделения были стянуты к Читтагонгу и в течение 48 часов подавили мятеж. Сам М.А. Манзур был убит. За соучастие в заговоре судили 31 офицера, 12 из которых были казнены. Временно исполняющим обязанности президента Бангладеш (как предусматривалось конституцией) и председателем НПБ стал вице-президент А. Саттар. 15 ноября 1981 г. в стране были проведены внеочередные президентские выборы, на которых он победил как кандидат от НПБ. Однако после выборов 1981 г. начальник штаба армии генерал Х.М. Эршад потребовал от него предоставить военным конституционную роль в управлении страной. Президент под давлением согласился учредить Совет национальной безопасности с участием начальников штабов трех видов вооруженных сил. Но попытка А. Саттара ограничить влияние военных и освободить нескольких высших офицеров от обязанностей в правительстве спровоцировала немедленную реакцию военных. 24 марта 1982 г. армия совершила бескровный государственный переворот. Президент был отстранен от должности, в стране введено военное положение, кабинет министров и парламент распущены, действие конституции приостановлено, политическая деятельность запрещена. Вся полнота власти перешла к главному военному администратору генерал-лейтенанту Х.М. Эршаду. В октябре 1982 г. он провозгласил себя премьер-министром, а в декабре 1983 г. - президентом страны и руководителем ряда министерств. Как и Зияур Рахман, для легитимизации своего режима Эршад провел 21 марта 1985 г. референдум по вопросу: «Поддерживаете ли вы политику президента и хотите ли, чтобы он продолжал руководить администрацией, пока по результатам выборов не будет сформировано гражданское правительство?» По официальным данным, в референдуме приняло участие более 34 млн. человек, из которых около 94% ответили положительно. Оппозиция организовала всеобщую забастовку в день референдума и заявила о фальсификации его результатов. Следуя проторенными путями, Х.М. Эршад стремился создать собственную партию в качестве политической опоры режима. В 1983 г. была сформирована проправительственная Джана дал (Народная партия), а в августе 1985 г. на базе этой партии и еще четырех организаций возник Национальный фронт, который затем был преобразован в Джатийо парти (Национальную партию). В марте 1986 г., уступая давлению со стороны оппозиции, Х.М. Эршад предпринял шаги по ослаблению ограничений военного положения. Он сместил военных командиров с ключевых гражданских постов, упразднил ряд должностей, введенных в связи с военным положением, и свыше 150 военных судов. Это частично удовлетворило требования оппозиции, и партийный альянс, возглавляемый Авами лиг (председателем которой в 1981 г. стала дочь Муджибура Рахмана Хасина Вазед), согласился участвовать в парламентских выборах. Однако блок партий во главе с НПБ (с 1984 г. руководимой вдовой Зияура Рахмана Халедой Зия) бойкотировал их. При поддержке правительства и армии на состоявшихся в мае 1986 г. выборах в Национальное собрание победила Национальная партия. Получив контроль над парламентом, Х.М. Эршад стал готовиться к президентским выборам. В августе 1986 г. он ушел в отставку с поста начальника штаба армии, но остался главным военным администратором и главнокомандующим вооруженными силами. Затем он официально вступил в Национальную партию, был избран ее председателем и стал кандидатом на пост президента страны от этой партии. Оппозиция делала все, чтобы заблокировать эти акции. Левые партии и альянсы, руководимые Авами лиг, НПБ и Мусульманской лигой, бойкотировали выборы, организуя демонстрации протеста. Однако противодействие оппозиции не помешало провести президентские выборы в октябре 1986 г., на которых Х.М. Эршад легко победил одиннадцать других кандидатов, по официальным данным, получив 22 млн. (84%) голосов избирателей. 10 ноября 1986 г. Х.М. Эршад созвал заседание парламента, чтобы рассмотреть 7-ю поправку к конституции, которая бы легитимизировала его приход к власти в 1982 г., а также одобрила все последующие действия администрации после введения ею военного положения. Оппозиция снова вышла на улицы в знак протеста и провела всеобщую забастовку. Депутаты от Авами лиг бойкотировали это заседание и организовали «параллельный парламент» на ступеньках здания Национального собрания. Внутри парламента 223 присутствовавших на заседании депутата единодушно проголосовали за 7-ю поправку, и несколько часов спустя Х.М. Эршад выступил с обращением к стране, в котором заявил об отмене военного положения и полном восстановлении действия конституции. После выборов и перехода к формально гражданскому правлению в рядах оппозиции усилилось замешательство. Президент воспользовался им, чтобы провести через парламент ряд мер по дальнейшей консолидации режима. Самым спорным из них стал законопроект о советах дистриктов, который предусматривал участие в их работе военных. Оппозиция рассматривала его как попытку привлечь вооруженные силы к управлению страной на постоянной основе и сплотилась вокруг идеи его неприятия. Тем не менее в июле 1987 г. парламентское большинство, состоявшее из членов Национальной партии, приняло данный закон. Это вызвало забастовки, массовые демонстрации и столкновения с полицией. Оппозиция призвала Х.М. Эршада уйти в отставку и провести новые парламентские выборы. 10-12 ноября 1987 г. объединенная оппозиция организовала «осаду Дакки», во время которой на улицы столицы вышли тысячи ее сторонников. Правительство только через неделю с помощью сил безопасности смогло восстановить свой контроль над Даккой, а 27 ноября 1987 г. Х.М. Эршад объявил в стране чрезвычайное положение. В декабре он распустил парламент (который не собирался с июля) и назначил на начало марта 1988 г. новые парламентские выборы. Для их обеспечения были задействованы многочисленные подразделения полиции и военизированных формирований, были закрыты школы и на два дня объявлен государственный праздник. Партийные коалиции Авами лиг и НПБ, а также альянс левых партий и Мусульманская лига бойкотировали выборы. В результате Национальная партия получила 251 место, НСП- 21 место, другие малые партии и независимые - 28 мест. В апреле 1988 г. новый парламент начал свою работу, а чрезвычайное положение было отменено. В ноябре 1990 г. к выступлениям против режима Х.М. Эршада присоединились студенческие организации, лидеры которых предупредили оппозицию, что если она не объединится, то они сами возглавят движение за отставку генерала- президента. Объединенные силы оппозиционных партий, студенчества и городской интеллигенции развернули беспрецедентную кампанию гражданского неповиновения. В ночь на 27 ноября Х.М. Эршад объявил чрезвычайное положение в стране, однако это не смогло остановить народное недовольство, которое угрожало переброситься на военные казармы, главную базу режима. Руководство вооруженных сил заняло нейтральную позицию, предопределив тем самым отставку Х.М. Эршада. Переход к демократической модели политической системы. Отставка президента Эршада в конце 1990 г. открыла новую эпоху в политическом развитии страны. Армия отказалась от прямого участия в управлении страной и до конца десятилетия оказывала лишь косвенное влияние на режим власти. Политическая система приобрела демократические черты (регулярное проведение всеобщих выборов в условиях отсутствия военного или чрезвычайного положения). В феврале 1991 г. созданное на переходный период временное правительство на непартийной основе организовало проведение парламентских выборов. Победу на них одержала Националистическая партия Бангладеш. За нее проголосовал 31% принявших участие в выборах избирателей, что обеспечило партии 140 (из 300) мест в Национальном собрании. Второе место (28% голосов) заняла Авами лиг, получившая 88 мест в парламенте, еще 11 мест досталось ее союзникам по альянсу. Национальная партия заняла третье место (12% голосов, 35 мест). За ней следовала союзник НПБ Мусульманская лига с 6% голосов и 18 депутатскими мандатами. По итогам выборов НПБ сформировала правительство, а ее лидер Халеда Зия стала премьер-министром. По ее инициативе в августе 1991 г. парламент принял 12-ю поправку к конституции, узаконившую смену президентской формы правления на парламентскую республику. В соответствии с данной поправкой президент снова становился церемониальной фигурой с представительскими функциями, а всю полноту исполнительной власти получал премьер-министр, которым назначался лидер партии, победившей на парламентских выборах. Эта поправка была одобрена на общенациональном референдуме 15 сентября 1991 г., когда за нее проголосовали 18,1 млн. человек и только 3,3 млн. - против. Придя к власти, правительство Халеды Зия уволило 20 старших офицеров - генералов и бригадных генералов, которых подозревали в симпатиях к Х.М. Эр- шаду. Его самого арестовали и отдали под суд, возбудив несколько дел по обвинениям в коррупции и злоупотреблении властью. Специальный трибунал признал его виновным и приговорил к длительному тюремному заключению. Основной оппозиционной партией в стране стала Авами лиг. Ее лидер Хасина Вазед, опротестовав как сфальсифицированные результаты двух туров промежуточных выборов, в марте 1994 г. покинула парламент с группой депутатов своей партии и развернула борьбу за отстранение Халеды Зия от власти. После двухлетних волнений, организованных X. Вазед и ее сторонниками, оппозиция бойкотировала следующие парламентские выборы в феврале 1996 г. Хотя в день выборов на многие участки избиратели вообще не пришли, было объявлено, что победила НПБ, которой досталось 272 места. Оппозиция не признала итогов выборов, называя их «фарсом», и начала кампанию протеста. Лидер Авами лиг настаивала на проведении новых, свободных и честных, выборов под контролем созданного для этой цели нейтрального временного правительства. Дело приняло угрожающий размах после 20 марта 1996 г., когда к протестующим присоединился мэр Дакки М. Ханиф, который возглавлял городскую организацию Авами лиг. Забастовки и кампания несотрудничества сделали страну совершенно неуправляемой. Правительству Халеды Зия пришлось уступить и уйти в отставку. В конституцию была внесена поправка, предусматривающая создание в будущем на период выборов непартийного временного правительства. Новые выборы состоялись в июне. На них победила Авами лиг, набравшая 37% голосов и завоевавшая 146 мест из 300. За НПБ проголосовали 34% принявших участие в голосовании избирателей, что обеспечило партии 116 депутатских мандатов. Национальная партия получила 32 места (12% голосов), Мусульманская лига- 3 места (9% голосов). По результатам выборов было сформировано правительство из членов Авами лиг, которая вступила в коалицию с Национальной партией, имеющей третью по численности фракцию в парламенте. Хотя последняя утверждала, что ее поддержка Авами лиг ничем не была обусловлена, многие полагали, что взамен было обещано освобождение Х.М. Эршада, который 9 января 1997 г. был выпущен из тюрьмы под поручительство пятерых членов Верховного суда. В октябре 2001 г. в стране состоялись очередные всеобщие парламентские выборы. Победу на них одержал альянс Националистической партии Бангладеш, Мусульманской лиги и Исламик ойккьо джот (Исламского объединенного блока). Большинство мест в парламенте - 193 из 300 завоевала НПБ (41% голосов), а ее лидер Халеда Зия вновь стала премьер-министром. Авами лиг получила 40% голосов, но только 62 депутатских мандата. Хотя начиная с 1991 г. в стране прослеживается тенденция к созданию политической системы, при которой у власти друг друга сменяют коалиции, сформировавшиеся вокруг двух основных политических партий - Авами лиг и Националистической партии Бангладеш, парламентская демократия в стране остается весьма слабой. За каждыми выборами в Национальное собрание следовали утверждения со стороны проигравшей партии об их фальсификации, запугивании избирателей и других злоупотреблениях. Проигравшие организовывали уличные протесты, нередко выливавшиеся в насилие, бойкотировали работу парламента. Недоверие к политическим оппонентам вызвало к жизни институт временного правительства на непартийной основе. Тем не менее на фоне предыдущих лет 1990-е годы отличались относительной стабильностью гражданской администрации и демократическим фасадом власти. Усиление роли ислама. Необходимо отметить, что еще одной тенденцией, которая прослеживалась в развитии Бангладеш в XX в., была исламизация. Во время движения за независимость секуляризм и бенгальский национализм противопоставлялись исламу, чтобы отмежеваться от Западного Пакистана. Однако после отделения Бангладеш пришлось постепенно вернуть ислам в качестве главного фактора национальной идентичности, отличающего бангладешцев от бенгальцев-индусов индийского штата Западная Бенгалия. Принцип секуляризма начал затушевываться еще при М. Рахмане, который в 1974 г. в Лахоре принимал участие в работе саммита Организации «Исламская Конференция». С приходом к власти военных режимов после переворотов 1975 г. мусульманская религия стала использоваться как противовес секулярности Авами лиг. Зияур Рахман вообще отказался от секуляризма как одного из принципов государственной идеологии. В 1977 г. он своим указом внес в конституцию страны поправки, заменившие «секуляризм» «абсолютной верностью и верой во всемогущего Аллаха», «социализм» - «социальной справедливостью», а «бенгальский национализм» - «бангладешским национализмом». В преамбулу основного закона была включена фраза на арабском языке: «Во имя Аллаха, всемилостивей- шего, милосердного», а в ст. 25 был добавлен пункт 2, в соответствии с которым государство будет прилагать усилия для «консолидации, сохранения и укрепления братских отношений среди мусульманских стран, основанных на исламской солидарности». Ранее 3. Рахман отменил запрет, наложенный правительством М. Рахмана на пять религиозных партий. Он также аннулировал закон о преследовании коллаборационистов и ввел в регулярную практику чтение стихов Корана на собраниях своей Националистической партии Бангладеш. Численность мусульманских богословов и служителей культа в стране увеличилась со 148 тыс. (1975 г.) до 239 тыс. (1979 г.). Если в 1975 г. существовало 1830 медресе, то в 1978 г. их число возросло до 2386, а численность обучающихся приблизилась к полумиллиону. Еще дальше по пути исламизации пошел Х.М. Эршад, который в 1988 г. добился, чтобы парламент Бангладеш принял 8-ю поправку к конституции, провозглашающую ислам государственной религией страны. Смещение Эршада в декабре 1990 г. не привело к возврату к секуляризму. Наоборот, в 1990-е годы происходила дальнейшая консолидация исламистских сил. На парламентских выборах в 1991 г. победил, как уже отмечалось, альянс во главе с НПБ, в который входила религиозная партия Мусульманская лига. С исламизацией в Бангладеш тесно связана проблема роста религиозного экстремизма. За исключением короткого периода правления М. Рахмана, в стране время от времени происходили нападения на представителей религиозных меньшинств. Обычно это выражалось в осквернении храмов и изображений божеств, поджогах домов, грабежах и похищениях людей. Больше других страдали представители индусской общины. Широкий размах имели погромы индусов, инициированные Мусульманской лигой в декабре 1992 г. в Читтагонге, которые затем перекинулись на Дакку и другие части страны. Поводом к ним стало разрушение индусскими фанатиками мечети Бабура в Айодхъе в Индии. По подсчетам Совета индусского, буддистского и христианского единства, во время погромов погибли 15 человек и несколько сотен были ранены, 2400 женщин подверглись групповым изнасилованиям. Частично или полностью было разрушено более 28 тыс. домов, 3500 храмов и религиозных учреждений. Спасаясь от происходивших в стране гонений и притеснений, представители индусской общины покидали Бангладеш, в результате чего их удельный вес, по некоторым данным, к концу 1990-х годов уменьшился до 9%, в то время как в 1974 г. равнялся 13,5%. В основе вражды к индусам, помимо религиозной нетерпимости, имелась также политическая и экономическая подоплека. Во-первых, индусы в Бангладеш, как правило, рассматривались в качестве сторонников секуляристской Ава- ми лиг. Поэтому уменьшение их численности означало сокращение «банка голосов» Авами лиг, в чем была заинтересована коалиция во главе с НПБ. Во-вторых, вытеснение индусов из страны использовалось, чтобы завладеть их землями. В колониальный период в Восточной Бенгалии большинство землевладельцев (заминдаров) были индусы, а крестьяне, как правило,- мусульмане. В конце 1960-х годов из 2237 крупных поместий в Восточном Пакистане, размеры которых превышали установленный «потолок» в 125 акров, только 358 принадлежали мусульманам. Основная же их часть была сосредоточена в руках заминдаров-индусов. После получения независимости по Закону о брошенной собственности разрешалось перераспределять землю лиц, бежавших из страны. Но не только религиозные меньшинства становились жертвами насилия со стороны экстремистов. Объектами нападений были также журналисты, ученые, политики. В 1993 г. бангладешской писательнице Таслиме Насрин пришлось бежать во Францию из-за угроз со стороны исламских фундаменталистов, гнев которых был вызван ее критическими замечаниями по поводу религии. В стране участились убийства представителей интеллигенции по религиозным мотивам, совершались взрывы в местах проведения массовых мероприятий. В июле 2000 г. была сорвана попытка покушения на премьер-министра Хасину Вазед, когда полиция обнаружила взрывчатку недалеко от возвышения, с которого планировалось ее выступление на митинге. По подозрению в причастности к покушению были задержаны несколько активистов Исламик чхатро шибир - студенческого крыла Мусульманской лиги, а также членов малоизвестной тогда группировки Харкат-уль-джихад аль-ислами, которая возникла в 1992 г. и выступает за установление исламского правления в Бангладеш. Вооруженное движение племен Горного Читтагонга. Еще одной проблемой, с которой столкнулось правительство Бангладеш с первых лет независимости, стало автономистское движение племен в дистрикте Читтагонгский горный район (ЧГР). В отличие от остальной части страны, населенной почти исключительно бенгальцами, в этом дистрикте компактно проживает более десятка племен тибето-бирманского происхождения. По данным переписи населения в 1974 г., из 392 тыс. представителей племен в ЧГР 65% составляли чакма, около 24 - марма, 7 - трипура и около 4% - все остальные. Именно чакма и марма, как наиболее многочисленные племена, преобладали в движении за автономию. Оно было вызвано рядом причин, но главной из них был наплыв бенгальских поселенцев с равнин. При незначительном приросте населения племен численность бенгальцев на протяжении двух десятилетий возросла более чем в пять раз. С увеличением количества бенгальских поселенцев в ЧГР связана проблема вытеснения племен с их земель и разрушение их традиционного уклада жизни. Племена общинно владели большими долями земли и использовали подсечноогневой способ земледелия - джхум. Во время британского правления землевладение племен было защищено Предписанием о ЧГР 1900 г., которым запрещалось заселение дистрикта народами, не принадлежащими к племенам. Особый статус Горного Читтагонга был отменен еще пакистанским правительством в январе 1964 г. С этого времени и началась активная миграция в ЧГР жителей равнин и вытеснение племен с плодородных земель. В начале 1960-х годов положение племен ухудшилось после завершения сооружения при содействии США Каптайской плотины гидроэнергетического комплекса на р. Карнафули. Сооружение плотины привело к образованию озера площадью 625 кв. км, около 40% пахотных земель ЧГР было затоплено, и свыше 90 тыс. человек - представителей племен лишились крова. В 1966 г. в дистрикте возникла политическая группа Ассоциация борьбы за благосостояние народа ЧГР, которая боролась за права племен. Разногласия по вопросу о методах борьбы привели к расколу в Ассоциации. Постепенно руководство организации сосредоточилось в руках сторонников вооруженной борьбы, а приверженцы мирного движения покинули ее ряды. В 1972 г. Ассоциация была распущена и на ее основе был создан Комитет народной солидарности Горного Читтагонга (КНСГЧ). Его возглавили депутат парламента М.Н. Ларма и его брат, школьный учитель Дж.Б. Ларма. КНСГЧ объединил свои усилия со Студенческой ассоциацией ЧГР. В феврале 1972 г. на встрече с главой государства М. Рахманом делегация КНСГЧ выдвинула требования предоставления Горному Читтагонгу широкой автономии, однако они были отвергнуты. Поскольку введенная в действие в декабре 1972 г. конституция Бангладеш фактически подтверждала отмену особого статуса ЧГР, то в начале 1973 г. КНСГЧ начал формировать свои боевые отряды - Шанти бахини (Армия мира), «главнокомандующим» которых был назначен Дж.Б. Ларма. Встревожившись сложившимся в ЧГР положением, правительство М. Рахмана в конце 1973 г. издало указ (который, правда, так и остался только на бумаге) о выселении из ЧГР бенгальских поселенцев, занявших там после независимости земли без специального разрешения. Более того, выступая в 1974 г. на массовом митинге в маленьком городке Бетбуния в ЧГР, Муджибур Рахман заявил, что население племен Горного Читтагонга составляет группу национального меньшинства в Бангладеш. М.Н. Ларма и его сторонники с удовлетворением восприняли это заявление и потребовали, чтобы положение о национальном меньшинстве было включено в конституцию Бангладеш. Однако надежды на это были сорваны убийством М. Рахмана в августе 1975 г., и отряды Шанти бахини перешли к вооруженной борьбе. Нападения боевиков на поселенцев и полицию вынудили правительство страны в 1976 г. ввести войска в дистрикт. В том же году был арестован Дж.Б. Ларма. После его ареста командование Шанти бахини принял П.К. Чакма, который стремился к отделению ЧГР от Бангладеш при внешней поддержке. В начале 1980-х годов в движении произошел раскол между сторонниками занимавшего сепаратистские позиции П.К. Чакмы и боровшегося за автономию М.Н. Лармы, который назначил вместо него на пост «главнокомандующего» Шанти бахини своего выпущенного из тюрьмы брата Дж.Б. Ларму. В ноябре 1983 г. боевики П.К. Чакмы напали на лагерь М.Н. Лармы, в результате чего он и восемь его сторонников были убиты. В течение 1984-1985 гг. между фракциями Дж.Б. Лармы и П.К. Чакмы происходили вооруженные столкновения. Одновременно к концу апреля 1984 г. по амнистии (объявленной режимом Х.М. Эр- шада в 1983 г.) властям сдались почти 900 членов КНСГЧ и Шанти бахини, а 29 апреля 1985 г. сложили оружие более 200 членов группировки П.К. Чакмы. Убийство М.Н. Лармы и внутрифракционная вражда привели к относительному затишью в антиправительственной деятельности Шанти бахини в 1984- 1985 гг. Но уже в начале 1986 г. повстанцы смогли перегруппировать свои силы и активизировали нападения на бенгальских поселенцев, полицию и армейские патрули. В отместку 29 апреля 1986 г. бангладешская армия начала карательную операцию против повстанцев. Спасаясь от репрессий военных, около 50 тыс. чакма в том году бежали в соседний индийский штат Трипуру. В 1980-е годы власти Бангладеш неоднократно заявляли, что Индия поддерживает мятежников из Шанти бахини, предоставляя им оружие, места для военной подготовки и базы, поскольку последние укрывались в лагерях беженцев-чакма на территории Трипуры. Естественно, Индия отвергала все подобные обвинения. Наряду с силовыми мерами по подавлению мятежников правительство Бангладеш предприняло шаги по расширению автономии племен. В 1989 г. были созданы отдельные возглавляемые представителями племен советы местного самоуправления для трех горных дистриктов - Кхаграчари, Рангамати и Бандар- бан (на которые был разделен ЧГР в 1984 г.). С 1992 г. Шанти бахини объявила об одностороннем прекращении огня, которое продолжалось до июня 1997 г. В основном оно соблюдалось все это время, хотя иногда и происходили отдельные мелкие стычки между боевиками и войсками. После прихода к власти правительства X. Вазед в 1996 г. Бангладеш и Индия договорились не сотрудничать с повстанческими группировками друг друга. После этого политическими средствами удалось урегулировать проблему мятежа чакма. В его ходе за 20 лет, по разным оценкам, погибли от 9 тыс. до 25 тыс. человек. 2 декабря 1997 г. в Дакке между правительством Бангладеш и президентом КНСГЧ Дж.Б. Лармой было подписано мирное соглашение о Читтагонгском горном районе, которое предоставило расширенную автономию представителям племен. Соглашением предусматривалась всеобщая амнистия мятежникам, их реабилитация и выделение финансовой помощи в обмен на сдачу оружия, а также создание Министерства по делам ЧГР и нового органа автономии- Регионального совета ЧГР, большинство членов которого и председатель должны быть представителями племен. Особенности внешней политики. Специфическое географическое положение Народной Республики Бангладеш во многом определяет и ее внешнюю политику. Страна с трех сторон окружена территорией Индии, длина границы с которой равна 4096 км. Лишь на крайнем юго-востоке Бангладеш граничит с Мьянмой на участке протяженностью в 283 км, а с юга омывается водами Бенгальского залива, береговая линия которого составляет 580 км. Такое положение Бангладеш, а также историческая, культурная и этническая близость к бенгальцам индийского штата Западная Бенгалия определяют гипертрофированное опасение бангладешцев в отношении сохранения суверенитета своей страны. Именно с этим связано то, что, хотя Индия и была первым государством, которое 6 декабря 1971 г. официально признало Бангладеш, в индийско-бангладешских отношениях продолжает существовать ряд проблем, сдерживающих их развитие. Основными из них являются незаконная миграция (из Бангладеш в Индию), пограничные и торговые споры, наличие большого количества микроскопических анклавов на территории друг друга, раздел вод Ганга и других общих рек, а также деятельность сепаратистских и экстремистских группировок, которая осуществляется с сопредельной территории. Короткий период весьма тесных и теплых контактов закончился со смертью М. Рахмана. Затем длительное время отношения между двумя странами оставались весьма сдержанными, и только вторая половина 1990-х годов отмечена значительным их улучшением. В декабре 1996 г. 20-1299 правительство Авами лиг заключило соглашение с Индией о разделе вод Ганга сроком действия на 30 лет. В июне 1999 г. было открыто первое прямое автобусное сообщение между Даккой и Калькуттой. Правда, и во время потепления отношений достаточно обычными были инциденты с обстрелами переходящих границу мигрантов. Советский Союз в числе первых установил дипломатические отношения с Народной Республикой Бангладеш 25 января 1972 г. За этим последовал короткий период интенсивного развития отношений между двумя странами. В марте 1972 г. премьер-министр Бангладеш М. Рахман посетил с визитом Москву. В том же году был подписан целый ряд соглашений: об оказании Бангладеш безвозмездной помощи в восстановлении нормальных условий навигации в морских портах (в соответствии с которым советские специалисты расчистили от мин и затонувших кораблей Читтагонгский морской порт); об экономическом и техническом сотрудничестве; о культурном и научном сотрудничестве; торговое соглашение, предоставлявшее сторонам режим наибольшего благоприятствования в торговле. Однако после военного переворота 1975 г. контакты между двумя странами практически прекратились. Только в 1990-е годы отношения между Бангладеш и Россией несколько оживились. Возобновилась практика обмена визитами на высоком уровне. В 1999 г. было заключено российско-бангладешское межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. До февраля 1974 г. официальных связей у Бангладеш с Пакистаном не было. Затем стороны установили дипломатические отношения. Ситуация в сфере двусторонних контактов изменилась после военных переворотов 1975 г. На следующий день после убийства М. Рахмана премьер-министр Пакистана З.А. Бхутто заявил, что его страна признает новый режим в Бангладеш, и предложил ему в качестве дара 50 тыс. т риса. С тех пор до середины 1990-х годов происходило постепенное улучшение пакистано-бангладешских отношений. После прихода к власти в Бангладеш правительства Авами лиг на фоне улучшения отношений с Индией началось их ухудшение с Пакистаном. Критической точки эта тенденция достигла в 2000 г., когда пакистанский руководитель генерал П. Мушарраф отменил свой визит в Бангладеш. Партию Авами лиг обычно рассматривают как ориентирующуюся более на Индию, тогда как НПБ считают пропакистанской партией. Но это, скорее, является отражением тактики их действий, а не партийной идеологии. В то же время особое место во внешней политике всех правительств Бангладеш занимает КНР. Поддерживавший Пакистан во время войны за независимость 1971 г. Китай, используя свое право вето, длительное время препятствовал приему Бангладеш в ООН. Только признание Бангладеш Пакистаном изменило позицию Китая, и 17 сентября 1974 г. страна стала членом ООН. В августе следующего года Бангладеш была официально признана и КНР. Нормализация отношений с Пакистаном позволила Бангладеш развивать тесное сотрудничество с Китаем, распространившееся и на военную сферу. По стратегическим соображениям Китай был заинтересован в распространении своего влияния на Бангладеш и ослаблении индийских позиций в этой стране. С 1980-х годов КНР превратилась в основного поставщика вооружений и военного снаряжения для Бангладеш, армия которой оснащена преимущественно китайскими боевыми самолетами, патрульными катерами и танками. Многие политические силы и большинство представителей военных воспринимают Китай как сдерживающий фактор против любых агрессивных устремлений со стороны Индии, принимая во внимание, что лишь 90 км индийской территории отделяют Бангладеш от китайского Тибета. Уже правительство М. Рахмана попыталось нормализовать отношения с США. После установления в мае 1972 г. дипломатических отношений между Бангладеш и США последние постепенно превратились в крупного «донора» экономической помощи. За неполные тридцать лет объем американской помощи Бангладеш продовольствием, а также в реализации различных проектов развития составил 4200 млн. долл. После осуществления ядерных испытаний Индией и Пакистаном в 1998 г. возросло стратегическое значение Бангладеш для США. Обнаружение в Бангладеш месторождений природного газа также повысило привлекательность этой страны для инвесторов. США являются самым большим импортером главной статьи бангладешского экспорта - готовой одежды. В марте 2000 г. Б. Клинтон стал первым президентом США, посетившим Бангладеш в рамках своего турне по Южной Азии. В ходе визита он объявил о выделении Бангладеш продовольственной помощи на сумму в 97 млн. долл., а также 8,6 млн. - на сокращение использования детского труда. Страна весьма активно выступает за экономическое сотрудничество на региональном уровне. По инициативе Бангладеш в 1985 г. возникла Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), объединяющая Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. В рамках СААРК обсуждалась идея создания зоны свободной торговли в Южной Азии к 2005 г. На протяжении всего своего независимого развития Бангладеш сильно зависела и зависит от иностранной помощи. Только в 1999/2000 г. иностранная помощь стране составила 1575 млн. долл. Кроме США основными «донорами» Бангладеш являются Япония, Канада, Германия, Великобритания, Саудовская Аравия, Нидерланды, а также международные финансовые организации. По данным Всемирного банка, внешний долг Бангладеш в конце 1998 г. превысил 16 млрд. долл. Бангладеш продолжает оставаться в числе наименее экономически развитых стран мира. Годовой доход на душу населения с середины 1970-х годов вырос с немногим более 60 долл, до 361 долл, (в 1999 г.). Быстрыми темпами растет население страны, которое в 2001 г. достигло 129,2 млн. человек. В 1999 г. более 57% работающего населения было занято в сельском хозяйстве, около 10 - в промышленности и 25%- в сфере услуг. Темпы роста валового внутреннего продукта во второй половине 1990-х годов составляли свыше 5% в год, и экономическое положение несколько улучшилось.