История и традиции русского чаепития. Чайные традиции разных стран

Неспешное чаепитие в уютной домашней обстановке — маленькая семейная традиция с большой историей. В старину оно сопровождалось целой церемонией со своим заведенным ритуалом и неизменной атрибутикой. Некоторые обычаи, сами того не подозревая, мы продолжаем соблюдать и сегодня. Предлагаем обратиться к чайным традициям прошлого и придумать свои собственные. Вспоминаем, вдохновляемся и фантазируем вместе с компанией Peroni , мастером изысканных сладостей.

Путь чая к русскому сердцу

Сложно поверить, но очень долгое время чай никак не мог прижиться в нашей стране. Обжигающий травяной сбитень и душистый иван-чай были русскому сердцу куда милее. Хроники свидетельствуют, что чай появился на Руси еще в XVI веке. Первыми привезли его казачьи атаманы в качестве ценного подарка из Китая. На то, чтобы диковинный напиток распробовали как следует, ушло целое столетие. Примерно столько же чай считался роскошью и распивался исключительно в высшем свете. Широким массам он стал доступен только в XIX веке.

Тогда же появляется одна из первых традиций на русский лад — чайные заведения для простолюдинов с длинными общими столами. Сюда приходили, чтобы обменяться свежими сплетнями и пропустить по стаканчику чая. Вероятно, здесь зародилась и другая исконно русская традиция, известная на весь мир. А именно пить чай из стаканов с подстаканниками. Чаще всего их отливали из сплава меди и никеля. В знатных домах на столах красовались серебряные подстаканники.

Совершенно особенная традиция — чаепитие по-купечески. В центр стола ставили пышущий жаром самовар, подлинный символ домашнего уюта и процветания. Сверху усаживали нарядную краснощекую куклу, или «бабу на чайник». Такие грелки-чехлы из плотной материи помогали дольше сохранять напиток горячим. Чай было принято переливать из чашки в блюдце, ставить на растопыренную ладонь и со смаком сербать, то есть звучно и без всякого стеснения втягивать губами.

Чаепитие по-русски всегда поражало размахом и редко обходилось без угощения, даже в бедных домах. Калачи, сушки, бублики или сладкие сухари находились к чаю всегда. Дворяне предпочитали лакомиться фруктами, ягодами, орехами, булочками и восточными сладостями. Уже тогда на столах можно было увидеть пирожные, вафли, печенье и шоколад. Но, пожалуй, самым любимым лакомством всех сословий был обычный ломтик белого хлеба, от души смазанный домашним вареньем.

Сахар как высокое искусство

На весь экран


С особенным удовольствием в России пили чай вприкуску. Делалось это так. Хозяйка откалывала от увесистой сахарной головы небольшие кусочки и подавала гостям на блюдце вместе с чаем. Такой сахар, в отличие от привычного нам рафинада, медленно таял во рту, как леденец. Так что нескольких ломтиков хватало на целое чаепитие.

Эта традиция нашла искусное воплощение в фирменной сахарной линейке Peroni . «Сахар с лавандой» в леденцах с дивным цветочным ароматом и потрясающим вкусом станет утонченным и весьма оригинальным угощением к чаю. Подходящий сорт чая вы всегда найдете в коллекции Peroni. Им вполне может стать черный чай Black Diamond. Это настоящий плантационный индийский чай высшего качества с гармонично подобранным купажом и глубоким насыщенным вкусом.

Многогранным ароматом и богатой палитрой оттенков порадует листовой черный чай «Золотой лист». Этот напиток прекрасно тонизирует и дарит окрыляющую бодрость. Удачно дополнит его яркий цитрусовый акцент в виде сахара «Сицилийский апельсин», переливающегося лучезарными сочными нотками. К созданию этого вкуса приложили руку шеф-повара Кулинарной студии Julia Vysotskaya.

Другой интересный продукт совместного творчества — сахар «Цейлонская корица». Он подарит напитку томный аромат сладостных пряностей и погрузит вас в пленительную атмосферу восточной сказки. А если вам больше по душе ягодные мотивы, истинное удовольствие доставит вам сахар Peroni с клубникой или смородиной. Яркие завораживающие вкусы разукрасят хмурые холодные будни солнечными летними красками.

Кстати, если вы ищете необычный подарок к любому празднику, коллекция сахара Peroni станет беспроигрышным решением. Элегантные стеклянные баночки дополнены оригинальными прозрачными крышками с ярким соблазнительным декором внутри. Такой эффектный презент запомнится надолго и станет интересным украшением интерьера на кухне.

Калейдоскоп медовых причуд

Еще одно традиционное угощение, без которого не представить чаепитие по-русски, — это натуральный мед. Если вы неравнодушны к этому замечательному лакомству, то найдете для себя массу удовольствий в коллекции Peroni. Впрочем, это даже не мед, а нечто особенное и фантастически вкусное. Медовое суфле — само воплощение нежности, заботы и любви. Неповторимая воздушная текстура окутывает сладким бархатом вкусовые рецепторы, тает на языке и дарит восхитительные ощущения.

Согласитесь, чай для такой изысканной сладости должен быть особенным. Пуэр, который во всем мире ценится очень высоко, подойдет как нельзя лучше. «Дворцовый пуэр» Peroni придает напитку глубокий аромат, сочетающий нотки влажной коры дерева и прогретой солнцем земли. Мед-суфле «Кедровый орешек» позволит раскрыть его мощь и палитру во всей красе, а заодно придаст чарующие ореховые нюансы.

Предпочитаете изысканные классические вариации? Тогда обязательно попробуйте «Красный бриллиант». Отборное сырье для этого марочного чая поставляют с исторических плантаций и обрабатывают по традиционным технологиям. Прекрасно дополнит такой напиток мед-суфле «Имбирика с лимоном». Нежный бархатистый мед, пряная горчинка имбиря и сочная кислинка лимона вместе создают неповторимую гармонию вкуса.

«Молочный улун» с выразительными сливочно-карамельными оттенками — наслаждение особого сорта. Секрет потрясающего многогранного букета заключается в сильной чайной основе и искусном переплетении ароматов. Идеальную пару такому чаю составит мед-суфле «Бурбонская ваниль». Между прочим, этот вкус был разработан экспертами Peroni совместно с шеф-поварами Кулинарной студии Julia Vysotskaya. В фирменной линейке вы найдете еще три совместных медовых творения. «Яблоко с корицей», «Венский кофе» и «Сицилийский апельсин» — любимые сочетания Юлии Высоцкой, которые хороши не только в качестве дополнения к чаю, но и как оригинальный ингредиент для вашей домашней выпечки и авторских десертов.

Чайные традиции продолжают свой путь, приобретают все новые формы и неизменно доставляют ни с чем не сравнимое удовольствие. Пусть в вашей семье тоже появятся свои собственные традиции. Все, что для этого нужно, вы найдете в фирменной линейке Peroni . Элитные сорта чая, изысканный ароматный сахар и коллекция необыкновенных медовых суфле превратят самое обыденное домашнее чаепитие в маленький семейный праздник.

В России кардинально отличаются от японских или китайских обычаев, но они по-своему прекрасны. Мало, кто задумывается, что, наливая очередную чашечку чая, мы следуем традициям наших предков. Русское чаепитие у многих ассоциируется с блестящим самоваром, обилием сладостей и выпечки на столе. Гостеприимность русского народа, широта души, не позволяет подавать гостям только чай. Для дорогих гостей к чаю подаются и ароматные плюшки, и варенье, и пироги.

Попивая ароматный чаек, никто и не вспоминает о том, что всего несколько веков назад на Руси и слышать не слышали о таком напитке. привезли в подарок от монгольского хана еще в 17 веке. И хоть чай ему понравился, распространения он не получил, поскольку доставлять его нужно было из Китая, что за тридевять земель, неудобно, да и накладно. Дорогим удовольствием был заморский чай, поэтому простой люд заваривал травки, уважал кипрей, ласково называя его Иван-чаем. До 18 века чай, поставляемый через Монголию и Сибирь, был доступен только царской семье и прочей знати.

Поставлялся чай в Москву, только в 19 веке им стали торговать на Нижегородской ярмарке. Тогда в Москве открылись первые чайные. Чай стал доступнее, в чайные приходили, чтобы встретиться с нужными людьми, пообщаться и испить чаю.

Традиции русского чаепития

Как только чай прочно вошел в жизнь высших слоев общества, начали формироваться традиции чаепития на Руси. В купеческих семьях было принято пить чай из блюдечек, считалось, что так он быстрее остывает. Гостей стали приглашать на чашечку чая. Конечно, чашечкой никто не обходился. На стол ставили начищенный до блеска самовар, выставляли лакомства, и за душевной беседой чаепитие на Руси продолжалось несколько часов. За чайным столом не разрешалось курить, петь, было не принято громко смеяться, разговаривать, спорить. Тяжелые темы за столом не поднимались. Все было чинно и спокойно. Можно было тихо общаться, читать, разгадывать шарады.

Чай в доме разливала хозяйка. За столом было самое почетное место - под образами, туда садились хозяева или оно отводилось самым дорогим гостям. Чашки чая гостям передавались со словами «На здоровье», в ответ получали «Благодарю». Дети были полноправными членами чайной церемонии, только они должны были соблюдать правила: не толкаться, не болтать, не перебивать старших. Они должны были учиться вести себя степенно.

Элементы русского чаепития

Есть несколько элементов, без которых трудно представить себе чаепитие в России:

1. Самовар. Он является главной фигурой на столе. Пузатый, начищенный до блеска. Когда-то его раздували при помощи сапога, потом он стал электрическим, но так и остался самым важным элементом чайного застолья.

2. Заварочный чайник с куклой-грелкой. Чайные листья насыпали в маленький заварочный чайник, а сверху надевали тряпичную куклу, которая исполняла роль грелки для распаривания чая. Данный метод на Востоке сочли бы кощунственным, но на Руси предпочитали такой вариант. Полученную заварку разливали по чашкам и разбавляли кипятком. Каждый мог выбрать крепость напитка.

3. Посуда. В зажиточных домах использовалась фарфоровая посуда для чаепитий. В домах бедняков пили из того, что было в доме. В советские годы чай стали пить из стаканов. Главным изобретением того времени стал подстаканник. Он позволял не обжечь руки, наслаждаясь горячим напитком из стакана. Подстаканники изготавливали из медно-никелевого сплава для обычного люда и из серебра для людей побогаче. Особое распространение подстаканники получили на российской железной дороге. До сих пор чай в поездах подается в таких стаканах.

4. Сладости. Подают к чаю варенье, джем, конфеты, сдобные изделия. Обязательно подается сахар в вазочке, чтобы каждый мог положить в чашку столько, сколько нужно, используя при этом свою чайную ложечку. Хотя раньше сахар был только кусковым, специальными щипчиками его кололи на маленькие кусочки, каждый брал такой кусочек, обмакивал в чай и ел, запивая чаем. Такая церемония называлась «пить чай вприкуску». В особо бедных семьях чай пили «вприглядку», только посматривая на вазочку с сахаром, поскольку он был доступен только по праздникам.

Кто и как пил чай на Руси

Каждое сословие на Руси неоднозначно относилось к чаю, поэтому традиции чаепития складывались у них по-разному.

Дворянское чаепитие

Дворяне одними из первых начали пить чай. Они копировали обычаи, принятые у англичан. В дворянских семьях к чаю стол накрывался два раза в день, обязательно покрывали стол белой скатертью. На столе присутствовала дорогая фарфоровая посуда, чтобы подчеркнуть изысканность церемонии. Часто чай пили на открытых летних террасах. За чаем гости общались на утонченные темы.

Чаепитие у помещиков и купцов

Культура чаепития у этих сословий известна всем. Это чаепитие с самоваром и большим количеством еды, так, чтобы стол ломился от пирогов, пирожков, кренделей, бубликов и баранок. Чаепитие представляло собой фееричное зрелище без намека на дворянскую изысканность. Стол накрывали цветастой скатертью, старались показать всю свою роскошь. Пили чай из блюдечка, вприкуску с сахаром, да калачами. Считалось, что за таким богатым столом купцы проводили по несколько часов, общались, заключали сделки, выпивали по 20 чашек чая.

Простой народ и чай

До революции не в каждой семьей был самовар, а о настоящем чае и помышлять люд не думал, дорогой он был. Заваривали травяные чаи из мяты, зверобоя, иван-чая, душицы. Очень популярен был сбитень на основе пряностей и меда. Пили квас, приготовленный на ржаных корочках. После 1917 года чай стал доступнее, но по-прежнему простые люди экономили, заваривая чай, они разбавляли заварку до бледно-желтого цвета.

Правила русского чаепития

Чтобы не выглядеть полной невеждой на русском чаепитии, нужно знать и придерживаться определенных правил.

Как пить чай: правила этикета

  • Нужно следить, чтобы края чайной чашки оставались чистыми, не допускается оставлять на ней следы помады, жирной пищи. Необходимо перед началом чаепития промокнуть губы салфеткой.
  • Бисквиты, которые часто подают к чаю, нужно есть ложечкой. Если подан песочный или слоеный торт, необходимо использовать вилку и нож. С помощью этих приборов едят и пироги со сладкой начинкой. Ножом аккуратно отрезают небольшой кусочек, с помощью вилки отправляют его в рот. Пирожные едят ложечкой.
  • Если к чаю подан сахар-рафинад в общей вазочке, необходимо использовать специальные щипцы, с помощью которых необходимое количество кусочков можно положить себе в чай или на блюдце.
  • Раньше, чтобы показать, что чаепитие окончено, гость переворачивал свою чашку на блюдце. Сейчас можно просто положить ложечку в чашку, это воспримется хозяином, как отказ от чая.

Запреты во время чаепития

  • Не следует дуть на чай, даже, если он очень горячий. Тем более что нельзя пить чай из ложечки, это признак дурного тона. Пройдет всего несколько минут, и чай остынет, нужно просто немного подождать.
  • В купеческих домах пили чай из блюдечек, но сейчас эта традиция ушла в историю, поэтому так делать за столом не нужно.
  • Чайную ложку после размешивания чая не следует оставлять в чашке или класть на скатерть, для этого есть блюдце.
  • Не стоит оттопыривать мизинец, держа чайную чашечку.
  • Чайная чашка всегда подносится ко рту, наклоняться, чтобы отхлебнуть глоток, не нужно.
  • Пить чай нужно беззвучно, громкие прихлебывания, чавканье неуместно.

Как пили чай известные русские люди

Поговаривают, что известный писатель Федор Михайлович Достоевский был большим любителем чая. Утро он начинал с чашечки ароматного хорошего чая (дешевизну он не воспринимал), пролистывая утренние газеты. Если позволяли финансы, он заходил в лучшую кондитерскую Петербурга и покупал к чаю коробку дорогих конфет. За вечерним чаем, который было принято пить в девять часов вечера, собиралась вся семья.

Поскольку в семье вождя пролетариата В. И. Ленина (Ульянова) были интеллигенты, он с детства любил чай. Пил он его достаточно крепким, без сладостей, так он заряжал его бодростью и прояснял мысли. Говорят, что он очень страдал без чая, когда был в Финляндии.

И. В. Сталин отдавал предпочтение чаю с лимоном. Он ценил полезные свойства цитрусового плода, выжимал его в напиток. Также Сталин любит чай с вареньем из земляники и малины. Такой напиток он обычно пил по ночам, самостоятельно заварив. Иногда мог добавить в чай несколько ложек коньяка.

15 декабря весь мир отмечает Международный день чая. В России чай давно стал традиционным и любимым напитком. "За самоваром" решались дела и вершились судьбы. "Чаемания" сегодня снова в тренде, самое время вспомнить о русских чайных традициях.

Шесть тысяч верблюдов чая в год

Чай к нам впервые завезли китайцы в 1462 г. Иван III отнёсся к нему с презрением. То же произошло, когда в 1638 г. посол Василий Старков привёз в Москву четыре пуда чайного листа в подарок царю Михаилу Фёдоровичу от Алтын-хана. А вот царское окружение, очевидно, втихаря оценило живительный напиток. Когда в 1665-м царь Алексей Михайлович маялся «болями в животе», ему подали чайку, он исцелился и приказал регулярно закупать чай в Китае.

При Екатерине II русские потребляли уже ежегодно гору чая - «шесть тысяч нагруженных верблюдов». Чай стал теснить традиционные напитки: медовуху, клюквенные и брусничные морсы, квас, спрос на него рос, его повезли в Россию морским путём до Одессы из Индии и с Цейлона, а затем - с 1880 г. по открывшейся Транссибирской железнодорожной магистрали. Москвичи уважали «Жемчужный отборный» и «Императорский лянсин», белый чай «Серебряные иголки», жёлтый «Юнфачо с цветами». В Петербурге более популярны были ароматные «цветочные чаи» с большим количеством «типсов».

Чаепитие как образ жизни

Русская чайная традиция подразделяется на дворянскую, купеческо-помещичью, мещанскую, общепитовскую и простонародную. Дворяне-аристократы копировали английский способ пития, мещане - чиновники, служащие, лавочники, разночинцы пытались подражать им, искажая и опрощая процедуру. Кстати, именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс. За чаепитием совершались сделки, мирились враги, договаривались о помолвках, приданом, решали судьбы и просто приятно общались - чай стал неотъемлемой частью русской жизни.

Антично-китайский самовар

Самовар тоже был когда-то иностранцем. Похожие приборы известны были иранцам, китайцам и японцам с древности («хо-го», «цибати»). Остатки медного самовара булгарского производства археологи нашли в развалинах поволжского средневекового города (Бельджамен, ныне Дубовка). Что-то подобное существовало в Древнем Риме: высокий сосуд с двумя ёмкостями (аутепса) - одна для угля, другая для жидкости. Через специальное боковое отверстие в него закладывался раскалённый уголь, жидкость наливалась и выливалась при помощи черпака - крана у аутепса не было. В жару вместо угля сосуд наполнялся льдом, и жидкость охлаждалась.

На Русь первый самовар привёз из Голландии Пётр I. Наши мастера усовершенствовали его. Фабрика Василия Ломова, открывшаяся в Туле в 1812 г., стала столь знаменитой качеством создаваемых на ней самоваров, что была удостоена царской милости носить государственный российский герб. На нижегородских ярмарках по большой цене шли самовары мастеров Баташовых и Ломовых, Тейле, Ваныкиных, Воронцовых, Шемариных с фирменным клеймом. Мастера самоварного дела демонстрировали не только умение владеть металлом, но и высокий художественный вкус, богатую фантазию. Создавались самовары самой различной формы и дизайна, небольшие, среднего размера и гигантские - для трактиров и больших семей. Самовары были жаровыми (угольными, дровяными). В конце XIX-начале XX вв. появились новые типы: «Паричко», медные с трубой сбоку (самовар Черниковых), и керосиновые. При советской власти обрели популярность электрические - прообраз современного электрочайника. Но чай народ по-прежнему пил из чайников, а электрические блестящие красавчики стояли в сервантах, прикрытые нарядными салфетками.
Так самовар «обрусел» настолько, что поэт Вознесенский утверждал: русская душа «имеет форму самовара».

«Любо надуться чаю из блюдца!»

Чай наливали в широкое блюдце, чтобы он быстрее остыл, и прихлёбывали. Так делали извозчики, купчихи и прислуга советской интеллигенции в советских же фильмах. В высшем российском обществе это всегда считалось вульгарным. Простонародье и купечество сахар в чай не клало, а грызло его «вприкуску». Так вкуснее да меньше уходит: ведь тогда было принято пить по шесть-десять чашек подряд - экономия-с... По народной традиции XVIII-XIX вв. перевёрнутый вверх дном стакан или поставленная на блюдце чашка означали - всё, баста, больше не влезет! В высшем обществе, начиная чаепитие, размешивали сахар в чашке и клали ложку на блюдце. А чтобы показать хозяевам, что больше не желает чая, гость возвращал ложку в пустую чашку.

От «Солитера» до «Мадонны»

Чайный сервиз - предмет бытового культа хозяюшек всего мира.

В XVIII веке англичане украли у китайцев секрет производства фарфора и Европа стала делать свою посуду. Сначала фарфор был так дорог, что не всякий даже аристократ мог себе его позволить, но скоро подешевел и стал доступен. Производили чайную и другую посуду и у нас на Императорском фарфоровом заводе, основанном в 1744 г. в Петербурге указом Елизаветы Петровны. При Екатерине II завод стал изготавливать изысканные фамильные чайные сервизы, не уступавшие саксонскому фарфору. Получив в 1925 г. имя М. В. Ломоносова, завод по сей день остается флагманом российского фарфора. Марка «ЛФЗ» приобрела широкую известность, особенно после внедрения специалистами завода особенной технологии изготовления костяного фарфора: тонкостенного, почти воздушного, прозрачного, звонкого. Посуду для чая делали в Дулёве, Вербилках, Гжели и др. Широкая российская публика в купеческих, крестьянских домах и трактирах пила чай из фаянсовой посуды.
С начала создания и по сей день пользуются спросом чайные сервизы «Тет-а-тет» на двоих и «Солитер» для одного человека, но бывают и наборы на 50 или даже 100 персон.
В России чайные сервизы передаются из поколения в поколение. «Мадонну» из ГДР или чешскую «Розу», которые привозили из загранпоездок советские мидовские и внешторговские счастливцы, можно найти ещё во многих домах наших соотечественников.

Баба на чайник и не жалейте заварки

Наиболее русским способом заварки считается такой: вода нагревается в самоваре, чай заваривают в большом чайнике, который ставят на верхнюю часть самовара и накрывают особой грелкой (в виде бабы в пышных юбках). Но сегодня самовары заменили электрочайники. Чай просто заваривают покрепче в заварном чайнике («баба» и тут сгодится) или в поршневом (гениальное изобретение человечества, упразднившее разного рода ситечки), заварку разливают по чашкам, а затем добавляют горячую воду и, кто хочет, сахар. Для русского чаепития принято использовать чёрный цейлонский, индийский, китайский чай, сегодня отлично себя зарекомендовал кенийский.
Чайная закуска - мёд, варенье, пироги с разнообразной начинкой, пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляют крепкие настойки и бальзамы. Чаепития хорошо подкрепляют в пост: чашек семь с пирожками навернёшь - и сыт!

Русский чай, Иван-Чай или Копорский чай напиток, известный более десяти веков. Традиция чаепития появилась на Руси задолго до знакомства с заморским черным чаем. В качестве заварки использовались сушеные листья растения кипрей и такой чай был в большом почете. Согласно русской легенде, кипрей изначально в народе Иван-чаем величали… “… Жил один русский паренек, ходил он всегда в красной рубахе и любил в поле среди кустарников и трав высоких водится. Люди, когда мимо проходили и замечали среди зелени красное что-то, говорили: «Да это Иван, чай, бродит». Так и повелось: краснота в зелени ассоциировалась с Иваном…”. А как-то раз люди разводили костер и вместе с дровами подкинули в огонь высокую траву кипрея. Листья Иван-чая попали в кипящий котел, отвар получился приятно ароматный, бодрил и понимал настроение. Так и повелось на Руси заваривать.

Этот напиток упоминается в древних русских рукописях, его знала и любила Европа, и поэтому Иван-чай в больших колличествах вывозили заграницу, где и называли его “русским чаем”. В XIX веке Иван-чай активно экспортировался в Великобританию, владевшую огромными чайными плантациями в Индии, но покупавшую ежегодно десятки тысяч пудов Копорского чая, предпочитая его индийскому. Но на родине кипрея, в России в это время рынок заполонил индийский чай и целебный национальный напиток был незаслуженно забыт. А ведь этот исконно-русский ароматный, чуть терпкий напиток не только вкусен, но и очень полезен для всего организма.

Иван-чай полезен для человека всеми своими частями: из молодых побегов делают салаты, корни едят в свежем виде, из сушёных делают муку. Пух Иван-чая, появляющийся после цветения, используют для набивания подушек. Кипрей - отличный медонос, из его нектара производится особый кипрейный мёд, высококачественную пыльцу. Из стеблей кипрея получается волокно, ну а из соцветий и листьев делают чай.

Копорский чай обладает приятным, чуть терпким вкусом с душистым цветочно-травяным ароматом. Содержит до 20 % дубильных веществ, биофлавониды, слизь, пектиновые вещества и витамины группы «В», «С». В цветках Иван-чая содержится до 25 мг нектара на каждый цветок. Кроме того, Иван-чай содержит много белка, который легко усваивается организмом, что позволяет просто и быстро насыщаться энергией.

В 100 гр. зелёной массы Иван-чая содержится:

    железа −2,3 мг.

    никеля - 1,3 мг.

    меди - 2,3 мг.

    марганца - 16 мг.

    титана - 1,3 мг.

    молибдена - 0,44 мг.

    бора - 6 мг.

В значительном количестве калий, натрий, кальций, магний, литий и др. В 100 гр. листьев Иван-чая содержится от 200 до 400 мг аскорбиновой кислоты (в несколько раз больше, чем в лимонах). Наличие в растении железа, меди, марганца позволяет считать его средством, способным улучшать процесс кроветворения, повышать защитные функции организма. Не содержит кофеина, щавелевой и мочевой кислот, которые являются нарушителями обмена веществ.

К нему не возникает привыкание, как к обычному чаю или кофе.

Оказывает действие: вяжущее и противовоспалительное; болеутоляющее и жаропонижающее; успокоительное при стрессах, нервных нагрузках; снимает пищевые, алкогольные отравления, отрезвляет; ощелачивает, очищает кровь; повышает иммунитет; восстанавливает силы при истощении; полезен при гипертонии, атеросклерозе и малокровии; полезен при подагре и нарушении солевого обмена; зарубцовываются язвы желудочно-кишечного тракта; полезен при камнях в печени, почках и болезнях селезенки; полезен при внутренних кровотечениях, болезненных менструациях; укрепляет корни волос; уменьшает интоксикацию при раке; помогает избавиться от простатита и аденомы предстательной железы.

Состав определяет многообразие целебных свойств Иван-чая. Благодаря высокому содержанию аскорбиновой кислоты и биофлавонидов (витамин Р), рекомендован для повышения иммунитета и сопротивляемости различным инфекциям, укрепления кровеносных сосудов, связывает и выводит тяжелые металлы, очищает организм при различных интоксикациях, в том числе алкогольных, от радиационного загрязнения, оздоровляет и повышает работоспособность. Благотворно влияет на иммунную и эндокринную системы, эффективен при любых воспалительных процессах, обладает выраженным успокаивающим, мягким снотворным действием.

Как правильно приготовить и заварить Иван-Чай

Приготовить Копорский чай самостоятельно не составит труда, главное условие при приготовлении – произвести ферментацию . В результате этой “операции” не растворимые полезные вещества Иван-чая переходят в растворимую фазу и могут при заваривании переходить в воду.

Само растение содержит в себе всё необходимое для ферментации. Это его собственные соки и ферменты. Если листик помять в руках, то часть клеточек лопнет, растение пустит сок. Во влажных мятых листьях будет содержаться витамины, питательные вещества и внутриклеточные ферменты. Вот эти ферменты, выйдя из вакуолей, начинают активно изменять биохимический состав растения. Это как-бы самопереваривание. Листья при этом несколько темнеют, появляется другой, приятный запах. Для этого процесса ферментации необходимо оставить мелконарезанные хорошо помятые листочки в неметаллической посуде под гнётом (при уменьшении контакта с воздухом и металлом сохраняются витамины) на 1-2 суток при комнатной температуре. Если держать дольше – чай заквасится как капуста.

После ферментации, листья нужно выложить на чугунную сковороду и на очень медленном огне “томить” в течении минут сорока. Это прогревание до горячего состояния необходимо для ускорения ферментации, при которой часть нерастворимых неэкстрагируемых веществ растительной ткани превращаются в растворимые и легкоусваиваемые. Это те вещества, которые дают вкус, запах и цвет чая.

После сорока минут томления необходимо включить средний огонь и, постоянно помешивая деревянной лопаточкой, довести листья до сухого состояния. Делать это нужно очень аккуратно, чтобы не сжечь листья, иначе чай примет палёный аромат. По внешнему виду – это обычный черный крупнолистовой чай, однако с приятным своеобразным запахом. При заваривании Иван-чай даёт хороший цвет и приятный запах, а при увеличении дозировки приобретает интенсивный цвет и терпкость наподобии привычного чая.

Что интересно, – заварка Иван-чая не окрашивает зубную эмаль, да и вообще правильно приготовленный Иван-чай гораздо вкуснее индийского или цейлонского. По свойству напиток Иван-чая занимает как бы промежуточное положение между чёрным и зелёным по крепости и целебности. А если в этот чай добавить цветы, сушеные ягоды и плоды, то он станет истинным неповторимым подарком Родной Матушки-Природы – себе на Радость и гостям на удивление!

Кипрей – растение дикое, растущее возле рек, во влажной почве. Также встречается на лесных полянах, холмах и т.д. Может вырастать до полуметра, бывает достигает человеческого роста. Цветет практически на протяжении всего лета розоватого цвета цветами, которые раскрываются только рано утром. Растение-барометр – перед дождем закрывает цветки.

Если вы приметили плантацию Иван-чая, весной, приблизительно в начале мая, оборвите верхушки молодых побегов, из них у вас получится Копорский чай высшего сорта. А купированные побеги начнут куститься, и к началу цветения, листьев на растениях будет гораздо больше чем обычно.

Сырье собирают во время цветения, – июль-август, когда цветочная кисть еще не полностью распустилась, потому как в дальнейшем, когда растение отцветает – появляется плоды-коробочки, наполненные семенами с пухом.

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна