Новый год в лапландии на машине. Лапландия, Рованиеми

Путешествие в Лапландию – самое необычное путешествие. Скоро Новый год, и каждый человек думает, что в это время происходят чудеса. Все мы, когда то верили в Деда Мороза и Санта Клауса, но почему верили? Ведь существует место, где он живет и принимает гостей на Новый год. А живет он прямо на линии Полярного круга в городке под название Рованиеми, Лапландия в Финляндии. Вот туда и отправимся, в гости к Санта Клаусу.

Конечно же, в Финляндию мы отправимся из Санкт-Петербурга. Расстояние от Питера до Рованиеми составляет около 1030 километров, поэтому кто не сможет проехать без ночлега такое расстояние, нужно заранее определиться и забронировать себе номер. Ехать необходимо на север и многие достопримечательности открыты для посещения только летом, останавливаться и тратить время особо не придется. Ну что же, отправляемся мы из Питера и держим путь до Выборга в пункт перехода границы «Брусничное». От Петербурга до границы около 180 километров, и здесь придется убить пару часов времени. И вот она Финляндия.


Далее у нас на пути город Лаппеенранта, где можно остановиться и перекусить. И дальше в путь до Савонлинна через Иматра. Здесь можно посмотреть главную достопримечательность этого городка – средневековая шведская крепость Олавинлинна. Рядом расположена бесплатная парковка. Зимой запрещено входить на крепостные станы, а вот в саму крепость зайти можно. Вход стоит около пяти евро, здесь же можно взять экскурсию на русском языке, продолжительность экскурсии около часа.

Восточнее Савонлинны, в 24 километрах находится небольшой городок Керимяки, где расположена одна из крупнейших деревянных церквей в мире, но, к сожалению, она открыта только летом.

Дальше из Керимяки отправляемся в городок Йоенсуу. На протяжении всего пути могут часто встречаться так называемые фотографирующие полицейские, но чем дальше на север, тем их все меньше и меньше. Дороги в Финляндии отличного качества не зависимо от района страны. Единственный недостаток – это то, что на дорогах голый лед, необходимо быть осторожней.


Йоенссу небольшой и тихий городок, хотя по финским меркам, он, наверное, считается все-таки большим. Здесь можно погулять по магазинам, у каждого большого супермаркета первые два часа парковки бесплатные. И отправляться дальше в путь до Нурмеса, а там держимся курсу на Рованиеми. Это и есть родина Санта Клауса. По дороге можно встретить лапландских диких оленей, которые неспешно всем стадом переходят дорогу. Необходимо остановиться и животных пропустить.

При въезде в город находится краеведческий музей «Арктикум», где можно узнать про жизнь и быт жителей Лапландии. Вход с человека туда стоит около 12 евро. В центре города есть небольшая пешеходная улица с сувенирными лавками. И, конечно же, главное место, ради которого все мы здесь собрались – это парк Санта Клауса. Вход в парк стоит около 25 евро с человека, но заходя туда, ты действительно попадаешь в сказку. В километре от парка находится деревня Санта Клауса, где он и живет. А посередине проходит линия Северного Полярного круга.

Скорее всего, до Рованиеми вы доедите уже поздно вечером, поэтому самый удачный вариант – это остановиться на ночлег, как следует отдохнуть. А на следующий день погулять по городу и после обеда пойти в парк Санта Клауса и погулять там до темноты, в темное время суток здесь очень красиво и волшебно.

Наследующий день можно отправляться дальше в путь до города Рануа. В этом городке расположен Арктический зоопарк Рануа или Парк Дикой природы. Это место действительно стоит посетить. А из Рануа дальше отправляемся в Рука, через город Куусамо. Рука – это горнолыжный курорт Финляндии. Здесь отлично можно провести время.

Вот и закончилось наше путешествие в Лапландию. Мы возвращаемся домой по тому же маршруту, через Йоенсуу и Лаппеенранта. Расстояние от Лаппеенранта до Савонлинны составляет около 157 километров, от Савонлинны до Керимяки 24 километра, от Керимяки до Йоенсуу около 120 километров, от Йоенсуу до Рованиеми около 550 километров, от Рованиеми до Рануа 70 километров, от Рануа до Рука 155 километров, от Рука до Питера около 880 километров.

Кстати, для тех, кто не хочет бронировать жилье в разных городах Финляндии, можно остановиться в горнолыжном курорте Рука и, оттуда съездить в гости к Санта Клаусу и в Арктический зоопарк.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

Откуда - Куда Дата вылета Найти билет

Хельсинки → Рованиеми

Таллин → Рованиеми

Амстердам → Рованиеми

Киев → Рованиеми

Стокгольм → Рованиеми

Тулуза → Рованиеми

Рига → Рованиеми

Кальяри → Рованиеми

Париж → Рованиеми

Волгоград → Рованиеми

Рим → Рованиеми

Кишинёв → Рованиеми

Тромсо → Рованиеми

Уфа → Рованиеми

Здравствуйте, друзья! Что делать, если новомодные маршруты для празднования Нового года под пальмами на берегу моря-океана больше не прельщают. И хочется настоящей русской зимы со всеми зимними развлечениями: настоящими морозами, пушистым снегом, катанием на коньках, санках и лыжах, возведением снежных крепостей и городков и веселым празднованием Нового года под настоящей елкой в настоящем лесу.

А выход есть: надо отправиться не куда-нибудь, а в Лапландию – царство Снежной Королевы и в места обитания Санта-Клауса. В одной из статей я уже рассказывала о путешествии с детьми и о том, что, побывав в этой стране, невозможно не побывать там, где живет Санта-Клаус. Это удивительное местечко находится далеко на самом севере за Полярным кругом в 9 километрах от столицы Лапландии – Рованиеми в деревеньке Йоулупукки (Joulupukin Pajakyla).

Загадочная и неповторимая Лапландия

Лапландия – необъяснимая и сказочная провинция, расположенная на территории Финляндии, с фантастической природой и уникальной культурой, – конечно, во многом нам близка. Мы также привычны к сильным морозам, как и финны, и мы с детства любим зимние забавы.

Но то, что можно увидеть в Лапландии, несомненно, вызовет много неожиданных эмоций. В эти места с первобытной природой с лесами и горами, множеством речек и озер, чистейшим воздухом, полярной ночью каждый раз под Новый год съезжаются толпы туристов, мечтающих не только насладиться местными красотами, но и еще раз вернуться в далекую сказку из детства.

А для детей это возможность увидеть вживую те места, о которых уже так много известно из книжек Ганса Христиана Андерсена и шведской писательницы Сельмы Лагерлеф. Приключения Кая и Герды, северного оленя, который родом из Лапландии, в стране Снежной королевы и героев из книжки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» в Лапландии – первое знакомство с этой северной страной, которое, без сомнения, требует продолжения.

И начнем мы наше путешествие с Рованиеми

История этого северного города, самого большого по площади в Европе, начинается в 15 веке. Расположен он в 8 километрах от полярного круга, от Хельсинки – в 800 километрах и от Санкт-Петербурга – в 1025 километрах. Именно этот северный город зимой становится самым любимым детьми и взрослыми курортом Лапландии.

И это легко объяснить. Это как раз те места, где проводит большую часть времени в заботах и подготовке к рождественским праздникам любимый многими новогодний персонаж – Санта-Клаус (по-фински – Йоулупукки). Ведь именно здесь, всего в нескольких километрах от города, находится знаменитая деревня Санта-Клауса.

Понятно, что Санта-Клаус – это почти то же самое, что и наш , но на европейский манер. Но история его возникновения несколько иная. Предполагается, что его прообразом стал святой Николай: Санта – «святой», Клаус – «Николай. Этот общехристианский святой при жизни тайно помогал бедным людям и детям. И традиция дарить подарки в день святого Николая позже трансформировалась в традицию дарить подарки детям на Рождество. И это с большим удовольствием делает современный Санта-Клаус.

По легенде, постоянное жилище и секретная мастерская Санты, где готовятся рождественские подарки для детей, находятся на горе Корватунтури. Но, так как среди людей стали распространяться слухи о тайном месте его обитания, Санта-Клаус, чтобы не быть до конца рассекреченным, решил объявиться людям и выбрал для этого местечко на Полярном круге неподалеку от Рованиеми.

Здесь, в Лапландии, в небольшой деревне Санта обосновал свою рабочую резиденцию, которая теперь известна на весь мир. Сюда он приходит каждый день, принимает со всего мира посетителей, читает письма со всего света (которые можно отправить по адресу: Santa Klaus, 96930 Arctic Circle, Rovaniemi, Finland), и из них узнает, о чем мечтают дети, и какие подарки они ждут на Рождество.

Но на самом деле деревня Санта-Клауса появилась еще в 1950 году. И связано это было с визитом в эти места жены американского президента Элеоноры Рузвельт. К ее приезду был сооружен небольшой деревянный домик, как временное жилище Санты. Он сохранился до сегодняшних дней и находится недалеко от офиса Санта-Клауса.

Вот так где-то далеко за полярным кругом, среди лесов и искрящегося на солнце снега появилась много лет назад деревня Санты. Радует то, что такое замечательное место есть и посетить его хотя бы раз в жизни нужно обязательно.

Сайты Деревни Санта-Клауса:

Там, где живет Санта-Клаус – живет детство

Это царство Санта-Клауса, где реальность и сказка настолько тесно переплетаются, и на его территории, населенной сказочными персонажами, происходят такие удивительные события, что заставляют поверить в реальность происходящего и в возможность чудес и счастья не только маленьких детей, но и вполне себе взрослых тетенек и дяденек.

Деревня Санта-Клауса – это офис и почта Санта-Клауса, Санта-Парк, коттеджи для проживания туристов, много магазинов и ресторанов, небольшая оленья ферма. Зимой на площади строят многочисленные горки, с которых можно кататься бесплатно. Рядом с деревней находится еще один парк развлечений – «Арктический Зимний Мир».

По одной из гипотез (уж не знаю, научной или также сказочной), место для этой волшебной деревни было выбрано совсем не случайно: так как именно в этом месте земная кора очень тонкая, то с помощью специальных механизмов Санта-Клаус научился управлять временем и в частности замедлять скорость вращения Земли. И эта небольшая хитрость помогает Санте за одну ночь посетить всех в мире накануне Рождества и подарить всем подарки.

Деревня небольшая, но и не маленькая. В центре Деревни стоит большая елка, украшенная маленькими флагами разных стран мира. Кругом все сверкает в праздничном наряде, что сразу повышает настроение.

Вход в деревню бесплатный, но за разные услуги, конечно, платить надо.

Офис Санта-Клауса – главная достопримечательность деревни

К Санте в его кабинет в офисе можно попасть через длинный сказочный коридор. Сам знаменитый волшебник и его неизменные помощники – гномы радостно встречают гостей, и в отведенные для визита минуты нужно попытаться рассказать Санта-Клаусу о том, что является для вас самым главным в этой жизни, загадать желание и посидеть рядом с ним.

Сделать это несложно, так как Санта неплохо изучил многие иностранные языки, в том числе и русский. Хорошим и послушным детям Санта дарит подарки.

Вход в домик Санты бесплатный. Но если захотите запечатлеть себя на фото рядом с Санта-Клаусом, то за это придется заплатить его помощникам – гномам-фотографам.

Шаловливые и непоседливые гномы и эльфы помогают Санте развлекать гостей.

К тому же они работают в мастерской Санты, где изготавливают удивительные подарки для ребятишек.

Санта и сам неутомимый труженик. Он принимает гостей каждый день без выходных и праздников. Время работы офиса зависит от времени года и от праздников (в декабре время работы увеличивается, и могут быть очереди).

Официальный сайт офиса Санта-Клауса: santaclauslive.com

Почта Санта-Клауса

Это место, которое нужно обязательно посетить после офиса Санта-Клауса. Ежегодно сюда приходят почти полмиллиона туристов.

Здесь можно заказать письмо от Санта-Клауса в любой конец мира. Такое письмо на нужном языке (предлагаются варианты на 11 языках) помогут составить и отправить веселые эльфы. Сюда же из разных точек планеты приходят письма от детей с их просьбами и пожеланиями, которые эльфы разбирают и затем передают Санте. Интересная статистика: с 1980 года Санта получил более 16 млн. писем.

С почты Санта-Клауса можно отправить рождественскую открытку с добрыми пожеланиями родным и друзьям. Все письма и открытки штампуются специальной печатью Санты, и их тут же отправляют по назначению. Здесь же можно купить различные сувениры и открытки.

Почта Санта-Клауса так же, как и офис, работает все дни в году.

В Деревне есть еще одна достопримечательность, с которой связан интересный ритуал, который любят совершать все, кто посетил это место: пересечение географической и, в некоторой степени, сказочной границы Полярного круга, изображенной в виде белой линии с надписью «Arctic Circle».

Наиболее «отважных» (то есть тех, кто пересечет Полярный круг) ждет торжественное вручение памятных сертификатов в память об этом событии.

Есть в деревне еще один примечательный географический ориентир: большой столб с указателями направлений самых больших городов мира.

Сайты Почты Санта-Клауса:

  • santagreeting.net

Санта-Парк – волшебная пещера эльфов

Рядом с Деревней находится подземный (на глубине нескольких десятков метров) парк Санта-Клауса, населенный веселыми эльфами. Это сооружение в виде серии туннелей, которые проложены прямо внутри скалы. Прежде чем вас встретят эльфы и сказочные персонажи, вам предстоит длинный спуск.

В Санта-Парке в пещере приключений найдется множество разнообразных и веселых развлечений для каждого. Особенно весело здесь детям. В школе эльфов можно освоить всякие эльфийские премудрости, научиться подписывать каллиграфическим почерком рождественские открытки.

А особо отличившимся даже выдадут диплом об успешном завершении курса молодого эльфа.

В кондитерской и на кухне миссис Клаус можно не только попробовать вкуснейшее имбирное печенье, но и самому научиться его готовить. К тому же у этой доброй женщины припасено столько всяких сладостей.

Не лишним будет побывать у Санта-Клауса в его кабинете, еще раз посетить отделение эльфийской почты (вдруг еще не всем друзьям разосланы открытки).

А царство Ледяной принцессы (совсем и не страшной, скорее, наоборот) просто удивит вас скульптурами северных животных и сказочных персонажей в Ледяной галерее.

А также можно отправиться в веселое путешествие с эльфами на магическом поезде «Времена года», поиграть в огромном шаре, наполненном снежинками, или на игровой площадке Angry Birds.

Ежегодное красочное костюмированное шоу дополнит длинный список удивительных приключений.

Всех проголодавшихся ждет вкусная еда в подземном кафе, а те, кто не успел купить подарки родным, могут сделать это в здешних магазинчиках и сувенирных лавках.

Режим работы Санта-Парка:

Санта-Парк работает не ежедневно, а только в определенные периоды.

С 11 ноября 2018 года по 30 ноября 2018 года – ежедневно с 10:00 до 17:00. С 1 декабря 2018 года по 6 января 2019 года – ежедневно с 10:00 до 18:00.

Сайт Санта-Парка: santapark.com

Стоимость билетов в Санта-Парк на 2018-2019 год:

В отличие от бесплатного входа в Деревню, вход сюда – платный.

С 11.11.2018 — 6.01.2019 (зимний сезон):

  • взрослые – 34€, дети (3–12) лет – 28.50€

Дети моложе 3 лет могут посещать Санта-Парк бесплатно. В стоимость билета, который действует два дня подряд, включаются все развлечения Санта-Парка, а купить билеты можно к кассе у эльфа.

Еще одно замечательное место для детворы и для их родителей находится совсем рядом с деревней Санта-Клауса. Но этот парк развлечений работает только зимой – с начала декабря до конца марта.

И каждый год этот комплекс, который состоит из уникальной гостиницы-иглу, горок для детей и взрослых в фантастической подсветке, кафе и бара, красивых скульптур, строят заново из снега и льда.

С ледяных горок на санках и ватрушках с удовольствием катаются все: от мала до велика.

Можно хоть весь день покорять все новые и новые горки за единую входную плату в парк развлечений.

А накатавшись, можно и передохнуть. В Ледяном кафе или баре вам предложат вкуснейшие напитки из ягод – для детей, а для взрослых – что-нибудь покрепче. И все это в ледяных стаканах.

Для более полного представления о Ледяном мире, смельчаки могут провести ночь в спальном мешке в одном из снежных номеров, украшенных предметами изо льда в отеле Arctice Igloo Hotel.

Зоопарков, расположенных так далеко на севере, в мире больше нет.

Находится он, примерно, в 80 километрах (или часе езды) от Рованиеми. Здесь проживают более 200 различных животных и около 30 видов птиц, в том числе, белые и бурые медведи, волки и, конечно же, северные олени.

Для животных созданы отличные условия: просторные вольеры, хорошее кормление и уход. Зоопарк растянулся длинной полосой, примерно в 2,5 км, в лесу. Поэтому для детей у входа в зоопарк можно взять бесплатно коляску или санки. Дети обычно с восторгом отдают предпочтение санкам.

Кроме зоопарка здесь еще можно побывать в детском сказочном парке замке «Мур-мур» (или замке эльфов), в которомгномы и эльфы делают рождественские подарки для детей, где можно полакомиться вкусными конфетами местной кондитерской фабрики «Fazer» или северной редкой ягодой – морошкой.

Зоопарк работает ежедневно. Время работы и стоимость билетов зависит от сезона. Из Рованиеми в Рануа можно добраться на автомобиле или на автобусе.

Официальный сайт Зоопарка Рануа: ranuazoo.com

Режим работы Зоопарка Рануа:

  • С 1 сентября по 31 мая – с 10:00 до 16:00
  • С 1 июня по 31 августа – с 9:00 до 19:00

Стоимость посещения зоопарка:

С 01.10.2018 – 09.12.2018 и с 11.01.2019 – 31.03.2019 гг.:

  • Для взрослых – 15€
  • Для детей 4-14 лет – 13,50€
  • Для пенсионеров – 14€
  • Семейный билет – 51€
  • Для студентов – 13,50€

С 10.12.2018 — 10.01.2019:

  • Для взрослых – 18,50€
  • Для детей 4-14 лет – 16€
  • Для пенсионеров – 17€
  • Для студентов – 16€
  • Семейный билет – 59€

С 1.04.2018 — 30.09.2018:

  • Для взрослых – 17€
  • Для детей 4-14 лет – 14€
  • Для пенсионеров – 14,50€
  • Для студентов – 14€
  • Семейный билет – 51€

Для детей до 4 лет посещение зоопарка бесплатное.

Чем еще можно заняться в Лапландии?

Нельзя уехать из этих мест, не покатавшись в оленьих и собачьих упряжках или на мощных снегоходах.

Подробнее об этом можно узнать на сайтах:

  • wildlifesafaris.fi
  • gulo.fi

Рядом с офисом Санта-Клауса зимой работает оленья ферма.

Она небольшая, но достаточная для организации чудесных прогулок в санях, запряженных оленями.

И, конечно, вам здорово повезет, если удастся полюбоваться, по словам очевидцев, необыкновенной красотой Северного сияния.

Время появления этого необъяснимого природного явления трудно прогнозировать. Но все-таки, вдруг вы окажетесь в нужное время в нужном месте.

Где жить и как добраться?

С проживанием и транспортом проблем в этих местах нет. Несмотря на всю суровость здешних мест, условия для туристов здесь отменные. Расположиться на отдыхе можно в отеле или в отдельном комфортном и уютном коттедже.

В городе есть железнодорожная станция, а всего в 10 километрах от города и в 2 километрах от деревни Санта-Клауса – международный аэропорт Рованиеми.

Дешевые перелеты в Рованиеми

Откуда Дата вылета Дата возвращения Найти билет

Хельсинки

Турку

Лондон

Рига

Дюссельдорф

Из центра Рованиеми в Деревню Санта-Клауса регулярно ходит автобус «Santa’s Express» (маршрут №8), поездка на котором занимает, примерно, 20-30 минут. Стоимость билета в одну сторону на одного человека – 3,80€. Такси из центра до деревни обойдется в несколько раз дороже – примерно 25€.

А для полного погружения в местную атмосферу, можно добраться из города в Деревню Санта-Клауса на оленьей или собачей упряжке.

И если есть желание встретить Новый год по-семейному, в уютном домике у камина в сказочной атмосфере – лучшего места, чем сказочная Лапландия, не сыскать.

Поездка в Финляндию хороша еще и тем, что у нас с этой страной есть общая граница. Поэтому возможность поехать в Финляндию из северо-западной части нашей страны очень упрощается. Например, из Санкт-Петербурга туда можно отправиться разными видами транспорта.

Самый простой способ – добраться до Хельсинки на скоростном поезде «Allegro» или же на автомобиле, автобусе, самолете и даже на пароме. Также из России можно добраться на автобусе из Мурманска и Кандалакши. Те, кто проживает в Центральной части России, могут воспользоваться услугами фирменного поезда Москва-Хельсинки «Лев Толстой».

Второе преимущество этого туристического направления – это относительная легкость в оформлении визы. Финны охотно дают российским туристам визы.

Не забудьте взять с собой теплую одежду и ! Веселых вам праздников!

Горные лыжи, катание на оленях и собаках в стране Санта-Клауса и Муми-троллей

Отпуск в этом году выдался очень запоминающимся. Первый раз после рождения ребенка мы съездили в дальнее путешествие, в Лапландию. Причем это было настоящее приключение, так как ездили мы на машине, что уже само по себе увлекательно.

Это дневник, в котором я хотел бы описать все подробно в хронологическом порядке. Для удобства он разбит на главы, часть из которых можно пропустить, если заголовок неинтересен. Избранные фотографии буду вставлять по ходу рассказа, а когда будет готова подборка, дам ссылку на веб-альбом внизу.

Итак, обо всем по порядку.

Бронирование отеля

В поездку мы собрались неожиданно и спонтанно - подвернулось дешевое предложение в хорошем отеле в финском горнолыжном курорте Levi, и бронирование заканчивалось через неделю. Поэтому прикинув перспективы, мы позвонили в отель. Нам сказали присылать письмо с количеством людей и желаемыми апартаментами. Мы выбрали коттедж и отправили письмо. В ответ пришло подтверждение брони. Предварительно оплачивать они не потребовали и заверили, что все забронировано. Для справки - это отель Sirkantjahti , находящийся практически рядом с главной лыжной горой курорта. Более подробно я опишу все детали ниже.

Дополнительно к катанию на лыжах и различным достопримечательностям Лапландии мы планировали посетить Норвегию, посмотреть на фьорды, вернуться в Финляндию на пароме и проехать назад другим путем, заглянув в Муми-Дол в старинном прибрежном городе Naantali.

Одним словом, маршрут получался многообещающим.

Автомобиль

Хотя и почти 15-летняя, Subaru Legacy с полным приводом позволяла уверенно ехать навстречу зимним горным дорогам. Перед поездкой отправили ее на полную диагностику. Известной проблемой был активно поедающий масло двигатель, поэтому с собой взяли около 10 литров масла, что по расчетам должно было хватить на 10 тысяч километров при планируемых 6-7 тысячах пробега. Никаких других существенных проблем не обнаружилось. Пришлось лишь взять в аренду лыжные крепления на крышу, так как, несмотря на огромный багажник в машине, лыжи вместе с вещами на 5 человек никак в него не умещались.

Горнолыжное снаряжение и одежда

На горных лыжах я катаюсь не так давно и до этого момента пользовался прокатным снаряжением. Но для такого мероприятия решил купить собственное. Самым сложным был выбор горнолыжных ботинок, т.к. они должны быть идеальными. Я дважды ездил в московский Кант , но не смог подобрать то, что однозначно нравилось за приемлемую цену, даже не смотря на сезонную распродажу.

Тогда, по совету друзей, я пошел в торговый центр Extreme на метро Речной вокзал. Он состоит из маленьких магазинчиков, в отличие от централизованного Канта, в котором, к тому же, все продавцы постоянно заняты клиентами. Здесь был больший разброс цен но и больше предложений. В Экстриме я совсем сбился с ног и запутался. Но потом нашел два магазина с отличными продавцами, опытными горнолыжниками, которые объяснили все подводные камни с ботинками. Оказалось, что покупать их надо размер в размер, так, чтобы ноге было тесно, но не больно. Они разнашиваются на полразмера-размер, а болтающийся ботинок небезопасен при катании. Сейчас большинство ботинок адаптируются под ногу не сразу а лишь при прогреве в течение минимум 10-15 минут. Нога при этом не должна себя чувствовать слишком комфортно - это признак большего, чем нужно, размера. Не должно лишь жать в каких-то конкретных зонах ботинка, а общая теснота - это как раз хорошо. Также все единогласно сказали, что жесткость 40-60 единиц, присущая ботинкам для новичков, кажется неприемлемой уже после нескольких дней катания. Поэтому пришлось смотреть жесткость от 70 и выше. Цена при этом была уже не той, на которую рассчитывал изначально, даже с учетом скидок до 50 процентов на прошлогодние модели. Вообще, ситуация смешная - модель прошлого года зачастую отличается от текущей только цветом, и при этом стоит на 30-50 процентов дешевле. А уж если найти позапрошлый год, то будет еще более выгодно.

После долгих расспросов я остановился на модели Vento 8 UltraFit итальянской фирмы Technica, позапрошлого года. Стоили они 8 тысяч рублей. Для моей ноги они подошли идеально после примерно десятка испробованных до этого вариантов. Надо сказать, что в последствии в Канте я видел эти ботинки даже чуть дешевле, но при первом посещении я еще не был готов к покупке дорогой модели, поэтому их не смотрел.

До поездки я так и не успел походить в ботинках по дому час-два, как рекомендовали продавцы, но никаких проблем во время катания, к счастью, не проявилось.

Я собирался сразу купить лыжи и палки, но, на удивление, несколько продавцов отговорили от этой затеи, посоветовав испробовать разные типы лыж в прокате на месте и затем купить после возвращения те, что больше всего понравятся или аналог с той же длиной и радиусом поворота. И я не пожалел, что последовал их совету, о чем расскажу ниже.

Теплую спортивную одежду мы покупали в магазине Декатлон . Там не так круто, как в Спортмастере и других известных магазинах, однако цены на многие вещи очень низкие, пусть производители и не такие известные. Например, отличные флисовые кофты удалось купить по 250-400 рублей. Горнолыжные штаны я нашел за 850 рублей, успев купить последнюю пару. Единственное затруднение вызвал горнолыжный костюм для жены, так как на ее высокий рост уже ничего не было. Подходящий вариант нашли уже после, в магазине Baon, но зато все остальное купили в Декатлоне, и никуда не пришлось ехать дополнительно. В любом случае, при поиске спортивной или туристической одежды советую туда как минимум заглянуть.

Да, забыл - туристические ботинки я хотел купить фирмы Lowa, т.к. мы имели положительный опыт их ношения. В Москве их можно найти только в магазине Триал-Спорт . Но оказалось, что модели прошлого года за 3.5 тысячи были мгновенно распроданы во всей торговой сети, а модель 2008 года, абсолютно такая же по качеству и форме, стоила уже около 6 тысяч. Даже с учетом 20% скидки по карточке я не решился их покупать и поехал в городских зимних ботинках в надежде, что они не промокнут в глубоком лапландском снегу.

Виза

Финляндия - шенгенская страна, поэтому процедура получения визы стандартная. Очередей в финском посольстве в Москве практически нет - 2-3 человека в окошко. Наверное, очередь есть перед Новым годом, но я не проверял. У нас все приняли с первой попытки в течение получаса, правда, до этого мы заходили туда просто узнать ситуацию и заодно уточнили все неоднозначности с документами.

Список необходимых документов и анкета заявления есть на официальном сайте посольства.

Стоит внимательно отнестись к правильному оформлению детей. Если едет только один из родителей, то необходимо письменное согласие второго на выезд ребенка. Также надо, чтобы ребенок был вписан в паспорт хотя бы одного из родителей или имел свой загранпаспорт.

Фотографии необходимы для всех, включая грудных детей.

Также не забудьте про страховку. Так как мы собирались кататься на лыжах, то для спокойствия оформили более дорогую страховку. Кстати, на подходах к посольству стоят машинки страховых компаний, так что все можно сделать на месте.

И для путешествия на автомобиле нужна зеленая карта. Кстати, в отличие от ОСАГО, она не содержит списка допущенных к управлению водителей, так что даже если у вас ОСАГО на одного водителя, за пределами России машиной может управлять кто угодно, при наличии водительских прав, разумеется. И раз уж зашла речь о правах, то хочу сказать, что проблем с обычными российскими правами старого образца у нас не возникло, правда, их, по-моему, даже и не проверяли нигде.

Еще в списке документов есть пункт о подтверждении цели поездки. Мы бронировали отель по телефону из России. Они нам прислали подтверждение по электронной почте в виде обычного бланка без всяких печатей. Как оказалось, для посольства этого достаточно. Не знаю, разрешили бы нам въезд без такого подтверждения, например, если бы мы ехали в надежде на придорожные мотели.

Я имел неосторожность родиться в Крыму, поэтому не являюсь резидентом России и живу по виду на жительство. Но это не вызвало никаких проблем. Необходимо лишь взять справку с места работы для предъявления в посольство. Я на всякий случай попросил добавить в нее годовой доход, хотя это, думаю, не обязательно. НДФЛ они не требуют. Для пограничников необходимо в таком случае иметь и вид на жительство и национальный загранпаспорт. При оформлении визы в анкете указать оба документа.

Так как виза обыкновенная шенгенская, то не возбраняется ездить в другие страны Европы. Однако формально требуется указать страну преимущественного пребывания. Не знаю, кто и как это проверяет, но с Финляндией особенная ситуация. Дело в том, что финскую визу получить легче других стран шенгена, особенно для жителей Питера. Поэтому многие этим пользуются и, получив финскую визу, едут, скажем, в Италию. Поэтому финны болезненно относятся к такой наглости и поэтому же просят указывать страну пребывания. В общем, лучше не злоупотреблять.

Одним словом, следуйте инструкциям на сайте с уточнением каких-то нестандартных ситуаций в посольстве. И вполне можно обойтись без посредников. После сдачи документов необходимо в этот же день оплатить визу в указанном банке. Срок изготовления - 10 дней. Все было готово без проволочек.

Путь до границы

Мы не очень торопились, поэтому в первый день было запланировано доехать до Питера и там ночевать. Ехали по ленинградке (М-10). Дорога от Москвы до самого Питера почти все время трехполосная с центральной обгонной полосой, которая все время чередуется для попутных и встречных обгоняющих. Когда мы ехали в Европу, ленинградка казалась сравнительно ровной трассой без ужасных кочек. Излишне говорить, что, возвращаясь назад, я поменял свое мнение.

По пути мы делали пару остановок - один раз пообедать в придорожной кафешке, а потом просто размяться немного. Перегон составляет около 650 километров. Если пассажирам не спать в машине, а водителям не меняться, то ехать дольше уже очень утомительно. После 300-400 километров появляется постоянное желание выйти пройтись вокруг машины. Помогает такая разминка на полчаса. В общем, либо терпеть, либо действительно тратить 5 минут в час на остановки. Но тут всегда обидно видеть проезжающие фуры, которые ты так старательно пытался обогнать.

В Питере мы были часов в 11 вечера, а выехали из Москвы в 12. Скорость превышали незначительно, хотя постоянные деревни вдоль дороги очень тормозят. Если бы не варварский проект новой магистрали Москва-Питер с вырубкой лесов в Химках, то я бы даже был очень за данный проект. Средняя скорость по ленинградке у нас получилась около 70 км/ч, если не учитывать остановки.

Постов ДПС довольно много, как стационарных, так и неожиданных. Один раз остановили за скорость 85 в населенном пункте, но тут же отпустили, увидев ребенка в машине. Если не сильно наглеть и не летать как сумасшедший, то с этим все в порядке.

Случилось с нами одно происшествие, которое частично определило маршрут уже в Европе. На подъезде к Питеру мы налетели в темноте на какой-то пень, валяющийся на дороге, который выглядел издалека, как простая газета. Машина подлетела немного, и мы получили очень ощутимый удар в днище. На тот момент это не привело к фатальным последствиям для машины, но серьезная проблема вылезла впоследствии в не очень удачный момент, о чем ниже.

У нас был с собой навигатор Garmin Nuvi 20 со стандартной картой России. До самой границы он справлялся с ведением по маршруту очень хорошо. Только пару раз повел нас через город, когда можно было проехать по объездной, о чем, кстати, свидетельствовали указатели. Но в остальном навигатор экономит кучу времени, особенно в незнакомом городе.

В Питере у нас была возможность бесплатно переночевать в квартире знакомых. Поэтому не могу ничего сказать о стоимости гостиниц. Но слышал, что недешево. Возможно, дешевле ночевать в мотелях на подъезде к городу или в съемных квартирах, но тоже это лучше узнавать специально.

Навигатор уверенно довел нас до дома в центре города, и мы пошли спать. На всякий случай все самые ценные вещи взяли с собой в квартиру, включая лыжи на верхнем багажнике.

Наутро нас ждал интересный сюрприз. Оставленная вечером, чистая машина была покрыта толстым слоем серой пыли, которую пришлось долго вытирать. Уж не знаю, что такое в Питере происходит ночью, но явно что-то несовместимое с экологией. Как-то после этого расхотелось гулять по ночному городу.

Но утром было яркое солнце, поэтому мы не смогли удержаться и поехали по Невскому, по набережным, по мостам, останавливаясь и делая стандартные, но при этом никогда не надоедающие, питерские фотографии (прошу прощения за качество - я неважный фотограф).

Прохождение границы

Накануне мы собирались встать пораньше, чтобы пройти границу утром, но как-то не вышло быстро собраться, поэтому питерскую кольцевую пересекли часов в 12. Трасса М-10 идет мимо Выборга на погранпереход Торфяновка. Это самый крупный пропускной пункт, но и самый популярный, в том числе для фур. Поэтому мы решили взять севернее и ехать через Светогорск. От Питера до границы километров 200. Навигатор довел нас до места назначения, а затем карта закончилась. Я не успел найти хорошую карту Финляндии, а покупать пиратские карты Европы для Garmin за 3000 рублей как-то не хотелось. Поэтому дальше мы поехали по-старинке, с простой бумажной картой.

Перед границей была последняя русская заправка с неожиданно высокими ценами - на 2 рубля дороже, чем в Питере. Но мы-то знали, почем бензин в Европе, поэтому пришлось заправляться здесь.

На границе оказалось совсем пусто. К шлагбауму мы подъехали первыми, за нами вскоре появилось еще 2-3 машины. Оформление машины и пассажиров заняло минут 10, включая время заполнения анкеты. Машину практически не смотрели, увидев десятки мешков и мешочков, перемешанных с лыжными палками. Затем пришлось еще минут 20 ждать, пока они проверят мой вид на жительство, т.к ситуация это нестандартная. Но в результате все проверили, извинились за задержку и пожелали счастливого пути.

На нейтральной полосе мы заглянули в дьюти-фри и купили литр Мартини, который, надо сказать, пришелся очень кстати и радовал нас всю дорогу. Финские пограничники только посмотрели паспорта и тут же подняли шлагбаум. Видимо, раз российская таможня не нашла проблем, то это уж точно означает, что все в порядке.

Первый вечер и ночь в Финляндии

Знакомство с ландшафтом и местными обычаями, впечатления от европейских дорог, ночевка на дороге

Финляндия встретила нас отличной дорогой и предупредительным знаком о соблюдении скоростного режима. По заснеженным обочинам по специальным дорожкам гуляли люди разного возраста, в том числе и довольно преклонного. Кое-кто ехал на велосипеде или вез перед собой сани, видимо для устойчивости. Многие пользовались лыжными палками, хотя их популярность мне так и не удалось разгадать. Возможно, излишняя осторожность на снегу, хотя снег почти везде мягкий, безо льда.

Засмотревшись по сторонам, мы немного заблудились. Я надеялся на вездесущие европейские указатели, но была одна проблема - все было на финском языке без английских аналогов. И если названия еще частично похожи, то другие слова совершенно не поддаются переводу без словаря. Люди по сторонам как-то быстро исчезли, как только мы отдалились от населенного пункта на несколько сотен метров. Поэтому мы покружили по развилкам в разные стороны, пытаясь углядеть знакомые названия. Останавливаться боялись, т.к. с соблюдением правил здесь все строже, чем в России. И, что интересно, практически нигде нет обочин. Есть только места для остановки автобуса и редкие парковки вдоль трасс, примерно на расстоянии 5-7 км друг от друга.

В каждой стране приходится адаптироваться под местные особенности. Поизучав ситуацию, мы поняли, что в Финляндии ориентироваться легче всего не по названиям, а по номерам дорог. Благо, на карте все номера были обозначены. Найдя нужный нам номер, мы какое-то время не были уверены, что движемся в правильном направлении, но потом очередная табличка с названием города развеяла наши сомнения. Однако об отсутствии навигатора я уже успел не раз пожалеть.

Трасса №6, идущая на север через Jounsuu и Kajaani, оказалась узкой дорожкой по одной полосе в каждом направлении. И, надо сказать, таким было большинство дорог по стране, за исключением одной двух широких магистралей. Мы практически не встречали фур, а легковых машин было крайне мало, поэтому о каких-то заторах не возникало и мысли.

Дорожное покрытие было везде идеальным. Какое-то время вдоль трассы шли фонари, но затем они пропали и сменились столбиками с фосфоресцирующей краской, ярко светящимися в свете фар. Это настолько сильно облегчает вождение в темноте, что ехать одинаково комфортно как днем, так и ночью. Фонари в таком случае не требуются, что значительно удешевляет дороги. Разделительная полоса справа и слева имеет специальные насечки на асфальте, при наезде на которые начинается ощутимая вибрация. Это также неоценимая вещь, которой очень не хватает в России. Даже если краска на дорожном покрытии стерлась, такие насечки не дадут незаметно сойти с полосы на обочину или вылететь на встречку. Обгон при этом разрешен везде, где это безопасно. Вот (не очень удачный) пример вышеописанной дороги.


Едем на машине в гости к финскому Деду Морозу (Joulupukki). Идея этого путешествия далеко не нова, но каждый уважающий себя, а особенно своих детей, родитель, просто обязан свозить свое чадо на родину всех новогодних сказочных героев. Можно много написать про мое отношение к этим «резиденциям Дедов Морозов», но этот отчет могут прочитать дети, не хочу их разочаровывать раньше времени. По многим причинам мы поехали не в разгар паломничества, а в конце марта. Причем останавливаться решили не в Рованиеми, где-нибудь в гостинице , а в коттедже, в целях экономии средств. По моим подсчетам, живя неделю в коттедже, мы потратили в 2,5-3 раза меньше, чем, если бы жили в гостинице. Следующим моментом отмечу пункты остановок на ночь, так как только дорога от Санкт-Петербурга до места назначения 900 километров и составляет 11 часов пробега, плюс таможня, плюс отдых, плюс перекус. Итак, в сторону Лапландии, мы останавливались в Миккели, на обратном пути заезжали с ночевкой в Йоэнсуу. Полный маршрут получился таким: Санкт-Петербург – Миккели(ночевка) – Оулу -Рануа –коттедж (Халкоселька). Выезды из коттеджа: Зоопарк Рануа, Снежная крепость Lumilinna в Кеми, Парк Санта-Клауса в Рованиеми. Обратный путь: Коттедж – Рануа – Йоэнсуу – Санкт-Петербург. Общий пробег - 2100км.

Санкт-Петербург - Миккели



По выбранному маршруту стартовать можно сразу после работы. Т.е. после 18.00. Наш путь лежит к границе в районе «Брусничное». Вместе с таможней, у вас должно получиться часов 5, если вы, конечно, не едите в разгар праздников. Почему Миккели? Если я еду в большой поход, через центральную часть Финляндии, то останавливаюсь на ночлег в простой, самоуправляемой гостинице UusiKuu . Цена вопроса смешная, удобно, мини-кухня, свой вход, никакой администрации, вместо ключа - код. Здесь мы остановимся только на ночлег, но если кто-то не знаком с этим городом и решил на денек задержаться, можно посетить смотровую гору Nakitorni , рядом, у подножия, разместились музеи, исторически связанные с главной ставкой Карла Густава Эмиля Маннергейма во время последней войны. Кому интересна архитектура и религия, можно посмотреть кафедральный собор, похожий на ракету, приготовившуюся на старт. Летом, для детей, работает парк развлечений Visulahti .

Миккели-Оулу -Рануа



Научный центр Тиетомаа

Сегодня нужно сделать основной пробег – 650 километров (8 часов пути), заехать в Оулу, посетить научно-познавательный центр "Тиетомаа", заглянуть в аквапарк отеля "Sokos Hotel Eden", встретиться с хозяевами коттеджа, принять его, закупиться провиантом на несколько дней, разместится и незамедлительно приступить к отдыху. Поэтому, долго не спим и быстренько позавтракав, отправляемся в дорогу.

Если у вас есть время, например, лишний день, то можно остановиться в Куопио. Многие средние города Финляндии очень похожи, улицами, домами, магазинами, но Куопио, для меня лично, в особом ряду. Мне очень нравится этот город, нравится по нему гулять, нравится порт, башня Пуйо, кафешки. Остановиться можно в пригороде Куопио - Раухалахти, недорогое размещение, небольшой аквапарк, есть чем заняться.

Так или иначе, наше путешествие продолжается, и мы скоро прибудем в Оулу. Встретило нас Оулу ужасной погодой, фотоаппарат даже доставать неохота. Ну, раз уж мы здесь оказались, почему бы не посетить научно-познавательный центр "Тиетомаа". Ребенку понравилось, лично мне – нет. Это далеко не «Эврика», может быть, сейчас, что-то и обновили, но тогда, в 2011, все выглядело каким-то староватым, а может просто я расстроился из-за погоды и не желания жены поплавать в аквапарке. Бывает такое, один город посетишь – здорово, приезжаешь в следующий – полная «шляпа».

После Оулу, отправляемся в сторону Рануа. Там закупаемся провиантом и встречаемся с хозяином коттеджа. Хозяева некоторое время отсутствовали, и нам пришлось их ждать. Наконец, дождавшись, мы познакомились с хозяевами коттеджа. Я в жизни не видел такого жизнерадостного и смешного финна, как наш «Вася». Вообще его зовут Lasse, но это реально Вася.

Коттедж в Халкоселька



Итак, Вася сказал магическое «следуй за мной» и мы поехали в сторону коттеджа. И опять я был удивлен, коттедж в 40 километрах, в глуши. Когда мы приехали, первая мысль была – «помощи ждать не откуда». Коттедж типичный, ничего особенного, но нет телевизора. На мой резонный вопрос, Вася удивился и спросил, мол, я уверен, что он мне нужен? Подумав две секунды, я ответил, что нет. Он торжественно вручил мне портативный радиоприемник и рассказал, что у него даже дома нет телевизора. Хорошо, теперь можно рассказать о нюансах дома, чем Вася и занялся, но посмотрев на меня, решил, что по кухни он будет объяснять моей жене, поэтому попросил позвать ее. Ладно. «Юся», позвал я ее и тут же понял, что допустил ошибку. Дело в том, что ее зовут Юлей. Но мне больше нравится Юся. Вася все понял дословно и иначе как Юся к моей жене больше не обращался. Меня это ужасно забавляло, но надоело и я, оставив Васю и Юсю в кухне, пошел открывать пиво.

Вася уехал, мы еще долго его обсуждали, пока готовили ужин и распаковывались. Теперь можно никуда не спешить, расслабиться и потихоньку осваиваться. Мы взяли с собой собаку, поэтому она занялась тем же. Все осмотрев и приготовив, сели ужинать.

Усталость сказывалась и мы, не очень долго посидев, легли спать. Выключив все и замолчав, казалось, что тишина шумит. Звенящая тишина. Основная дорога расположена в 200 метрах, но мы так ни разу и не слышали за все ночи, чтобы по ней кто-то проехал. Пару раз слышали волков, но мы ж не в палатке.

Утром, осматривая округу, обращаешь внимание на следы вокруг дома и сауны. Где-то только заячьи, а где-то погоня лисы за зайцем. Видно, как петляет. Снег чистый, ослепительно белый, сугробы по пояс. Воздух уже не такой холодный, поэтому мы часто гуляли по округе. Днем по дороге проезжал грузовик, он ездил туда-сюда, что-то возил, и все, больше никого. Нет, не все, еще видели пару снегоходов и человека на лыжах, который ехал на привязи за собакой. В округе есть еще дома, но они, похоже, оживают только летом.

Рануа (Zoo)



Отдохнув пару дней, мы решили начать изучение Лапландии с посещения самого северного зоопарка Финляндии в городе Рануа. Он находится прямо в городской черте. В зоопарке животные живут и чувствуют себя вольготно. Просторные загоны не стесняют их в движении. Вся окружающая атмосфера и условия, максимально приближенны к естественной среде обитания. Есть сафари-экскурсии и другие сервис-программы. В парке проживают представители примерно 50 видов и 200 отдельных особей.

Впечатление от посещения зоопарка очень хорошее. Неспешная прогулка заняла около двух часов, звери «живые», подвижные, а не как обычно, вялые и то ли наколотые, то ли не довольные своей жизнью, или просто спящие. Особенно запомнилась стая волков. Там, похоже, нет вожака, все молодые особи и никто за ними не присматривает. Они вволю носятся, играю, грызут друг другу хвосты, очень забавные. Нет, пожалуй самые забавные - белые медведи. Если на секунду забыть, что это машина для убийства, они просто плюшевые. Зоопарк советую к посещению, хоть с детьми, хоть без.

Кеми (Lumilinna)



Город Кеми меня совершенно не заинтересовал, поэтому я даже не порывался что-либо запечатлеть. Ледокол «Сампо» меня поразил и остановил своими ценами (270 евро на человека за 4 часовую прогулку). Бред сумасшедшего. За такие деньги можно 4 дня вокруг Аляски бороздить на круизном лайнере с полным пансионом. Остается только Лумилинна (Lumilinna) «Снежная крепость», развлекаловка не только для детей, но и для взрослых тоже. Для взрослых – ледяной бар и снежная гостиница, а все остальное для детей.

Все сделано из снега и льда. Красиво оформлено и грамотно освещено. Прекрасно провели время. На улице, вокруг замка, можно покататься на горках, посмотреть театр Муми-троллей. Немного замерзли, поэтому было решено сходить в расположившийся рядом Уймахалли (Uimahalli) крытый бассейн, где можно поплавать, погреться в джакузи или сауне, сделать водный массаж, просто расслабиться.

Рованиеми (Santa-Park)



О самом городе я уже рассказывал в разделе Туристу-Страны-Финляндия. Лично для меня особыми достопримечательностями город не отличается. Музейщикам, возможно, понравится Арктикум. Ценителям Алвара Аалто – его постройки. Детям – все, что связано с Joulu Pukki (Санта Клаусом, Дедом Морозом)

Меня давно мучил вопрос родственности сказочных, новогодних дедуль. Решил покопаться, и оказалось, что всех этих персонажей объединяет только последняя неделя декабря и только последние лет сто. Дед Мороз никакого отношения к Святому Николаю не имеет, как Санта Клаус. Отличий у них множество. Вот некоторые их них: борода, цвет одежды, возраст, полнота, обувь, «транспорт», «сопровождающие», способ входа в жилище, способ дарения. Это только некоторые. Я написал только подсказки, а как именно отличаются, вы сейчас и вспомните. Joulu Pukki изначально вообще жил на горе Корватунтури (Korvatunturi), что находится на границе с Россией. Омоним Pukki также означает – козел. В Скандинавских странах козел до сих пор олицетворение Рождества. В Советские времена резиденцией Деда Мороза также была Лапландия, только советская, близ Печенги. Да много всего. Все смешали в кучу. Деда Мороза, Санта-Клауса, Рождественского козла, само Рождество и день обрезания Христа - Новый Год.

И все-таки по поводу парков Санта-Клауса в Рованиеми, не удержусь, скажу – разводилово на деньги. Но… если детям нравится, не жалко.

Возвращение в коттедж



Пару слов хочу сказать о дорогах Лапландии. Расстояния по пустынным местностям большие и вам необходимо быть готовым к различного рода неожиданностям. Дороги быстро заметает, освещения нет, машины ездят редко, холод собачий и даже если у вас «берет» телефон, помощь придет не сразу. Поэтому катаясь в холодный период, старайтесь делать это при дневном свете. Простое действо по смене колеса может превратиться в серьезное испытание, настоятельно рекомендую проверить все инструменты для замены и простоту снятия запасного колеса. Метал на холоде хрупкий и может просто сломаться на крепеже и не дать вам возможности снять колесо (джип-крепление на задней двери). Обратите внимание, что все «северяне» крепят на переднем бампере дополнительные фары, это не просто «панты», а жизненная необходимость.

Итак, возвращаясь из Рованиеми в коттедж, нам нужно было преодолеть 100 километров. Проехав треть, начался снежный буран, оставшиеся 70 километров мы ехали 2 часа, так как не было видно абсолютно ничего, кроме белой стены, обочина так же не спасала, все покрылось ровным, белым покрывалом и сигнальные отбойники исчезли, вместе с очертаниями дороги. Ни на встречу, ни в попутном направлении за все время не проехало ни одной машины. Но, опыт ночных гонок по неизведанным тропинкам, ориентируясь только по навигатору, и здесь очень помог. Включив второй навигатор для подтверждения и полный привод, мы уверенно двинулись «по приборам» и только пару раз немного «закусили» обочину.

Рануа-Йоэнсуу



И вот настал день, когда надо собираться в обратную дорогу. О, это самое неприятное в поездке. Все надо упаковывать, собирать, не забыть. Мрак. Но что делать и вот мы стоим на пороге коттеджа, так гостеприимно нас встретившего, ставшего уже немного родным. Прощаемся и стартуем домой.

Было принято решение, возвращаться с ночевкой в Йоэнсуу. По дороге ничего особенного не случилось и не привиделось. Рутинная финская дорога, пейзаж и городки. В Йоэнсуу мы прибыли под вечер, разместились в апартаментах , недалеко от центра и пошли на вечернюю прогулку и ужин.

Я уже бывал в этом городке сотню раз и мне ничего особого от него не нужно было, но я был не один и поэтому праздно шатался вместе со всеми. Если честно, я не люблю этот город, так как он связан воспоминаниями с постоянной беготней по магазинам, никчемному проведению времени. Для тех, кто в первый раз в этом городе и как-то связан с Карелией и/или городом Сортавала, советую посетить музей Кареликум (Carelicum), находящийся в центре (да, просто загляните, для общего развития).

Йоэнсуу - Санкт-Петербург



Утром, хорошенько выспавшись и позавтракав, мы покинули столицу финской Карелии и двинулись к Иматре, на границу. Ничего интересного про дорогу сказать не могу. Зимой, в основном, разрешено ехать 80 км. в час, и живописные виды не будят. Ехать очень утомительно, но, слава Богу, не очень долго.

От границы до Иматры несколько километров, поэтому, кто не был в этом городке (неужели такие еще есть), могут взглянуть на отель Валтионхотелли (Valtionhotelli)или пороги Вуоксы – Иматранкоски (Imatrankoski).

Заключение


Для разнообразия – поездка очень не плохая. Лапландия интересна. Сюда надо приехать в разгар «ruska». Руска – это две недели пика «золотой осени». Самая красивая пора. Я уже бывал в это время на севере Карелии и воспоминания остались чудесные, теперь хочется «залезть повыше», а вернуться через Мурманск или Норвегию. Желаю вам хорошего путешествия в сказочную Лапландию, берите побольше группу. Там очень, очень, очень мало людей.

Другие отчеты, прогулки и экскурсии: По Средиземному морю на MSC Fantasia Неделя на Сицилии Новый Год в Финляндии На машине в Лапландию На машине к Ботническому заливу Путешествие на машине по Скандинавии На машине по Прибалтике Путешествие на машине по Европе. Маршрут 1 Путешествие на машине по Европе. Маршрут 2 Путешествие на машине по Европе. Маршрут 3 Поездка в Шарм-эш(эль)-Шейх. Египет. Синай На машине вокруг Ладожского озера На катере по Ладожскому озеру (Часть I) На катере по Ладожскому озеру (Часть II) На машине вокруг Онежского озера Поездка на машине в края Калевала На авто по Архангельской области Кольский п-ов на авто. Рыбачий.Хибины На машине в Великий Новгород и Старую Руссу На машине по городам Золотого кольца Между Ладогой и Онегой Сортавала. Экскурсия по городу Хельсинки. Новогодняя прогулка по Катаянокка Валаам. 30 часов на святой земле На машине в Калининград Кижи. 30 часов на острове и рядом с ним Иматра. Новый Год в Valtionhotelli Норвегия 2018. Район Люсефьорда Рига. Новый Год в Riga Islande Hotel Осенний Валаам или другие 72 часа Новый Год в Москве