По англии на машине. Как путешествовать по великобритании на своем авто

Как доехать до Лондона (Великобритания) на автомобиле? И вообще это реально? Хочу в будущем съездить туда. и получил лучший ответ

Ответ от Виктор Козин[гуру]
Сначала получите Шенгенскую и Британскую визы.
Само собой разумеющееся, при самостоятельном путешествии понадобятся водительские права, а также само транспортное средство. И всё. Езжай! Дороги хорошие.
Ла-Манш можно пересечь не только на ЖД поезде, погрузив машину на поезд, но и на паромах. Например из Антверпена (Бельгия) , или из Франции, или из Голландии.
Одна беда, в Англии движение левостороннее. Тяжко будет первые 10-20 км. А так как в Таиланде или Гонконге. Очень даже ничего…

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как доехать до Лондона (Великобритания) на автомобиле? И вообще это реально? Хочу в будущем съездить туда.

Ответ от Леоненко Никита [эксперт]
Почему бы и нет. Но заеб*шься баранку вертеть.


Ответ от Представитель_группы_Лес [гуру]
Сначала доезжаете до Франции, а оттуда по Евро-тоннелю прямиком в Лондон


Ответ от Sergey Mukhin [гуру]
а права-то у тебя есть?


Ответ от Вика Виноградова [новичек]
Сначала можно добраться до Бельгии или Парижа на машине, а потом на пароме до Лондона. Основные правила можно почитать тут - ссылка


Ответ от 2 ответа [гуру]

Очень любит путешествовать и уже успела побывать в Центральной и Южной Америках, Юго-Восточной Азии, США и многих странах Европы. Но очередная поездка в Великобританию стала для путешественницы не совсем обычной – в Лондоне была запланирована свадьба родственницы Дарьи, поэтому компанию девушке составила вся общая родня из Минска. Как собрать родственников в Великобритании, гульнуть на английской свадьбе, арендовать 3 машины на 15 человек и показать старшему поколению, что самостоятельное путешествие – это очень круто – читай ниже.

Подготовка, аренда авто и все родственники в сборе

Свадьба двоюродной сестры моего мужа Кати (она уже 10 лет живет в Лондоне) и англичанина Тома в конце декабря прошлого года стала отличным поводом, чтобы собрать всю нашу беларусскую родню и рвануть в Англию. А потом всем вместе отправиться в большое путешествие по Великобритании и там же встретить Новый год.

Предводителем и главным организатором путешествия единогласно выбрали моего мужа Макса. У нас за плечами уже были десятки пройденных маршрутов по Азии, США, Центральной и Южной Америке, Европе. Макс подошел к делу ответственно: долго продумывал маршрут с учетом пожеланий других участников, заранее забронировал машину и жилье. Всего нас было 15 человек и 3 машины.

Машину бронировали в Sixt в аэропорту Станстед за несколько месяцев до поездки – это отличный способ сэкономить. Наше путешествие выпало на рождественские каникулы и многие прокатные фирмы подняли стоимость аренды. Аренда авто Peugeot 3008 нам обошлась в £ 250 на 7 дней (и £ 300 блокировали на карте). Стоимость бензина в Великобритании – £ 1,2-1,3 за литр. Мы отказались от страховки, хотя работник Sixt очень уговаривал нас взять эту самую страховку. К слову, после путешествия мы решили, что в следующий раз обязательно ее купим. Потому что при возврате машины к нам придрались из-за крошечных сколов от камней на лобовом стекле. Хорошо хоть штраф не взяли.

Мы с мужем летели в Лондон из Вильнюса, а родители и другие родственники – из Минска. В ночь перед вылетом родителям позвонили сотрудники Belavia и сообщили, что рейс в Лондон откладывается на неопределенное время. В лондонском аэропорту Гатвик обнаружили два летающих дрона над взлетно-посадочной полосой, аэропорт закрыли. Но все, к счастью, обошлось, и беларусская родня вылетела всего лишь на несколько часов позже запланированного времени.

Кое-что об английской свадьбе

Свадьба Кати и Тома проходила в готической часовне Королевского колледжа в Кембридже. Часовня эта была построена в XV веке, и сам сэр Ньютон венчался здесь. Молодожены ждали в очереди целый год, чтобы обвенчаться именно в этом месте. Великолепие часовни не передать словами: витражи цветным калейдоскопом отливают под лучами света, резной 30-метровый потолок взлетает будто в небо, а старинный орган играл еще на свадьбе Ньютона.

Волшебной флейтой внутри часовни пел хор, все освещали свечи, а жених Том был одет в традиционный свадебный костюм: полосатые брюки, жилетку, яркий галстук и фрак. На шляпках английских дам шелестели перья. Шляпка для женщин, как и фрак для мужчин – обязательные элементы наряда на английской свадьбе.

Когда под руку с папой плыла невеста Катя, длинный шлейф ее платья несли детишки в костюмах гномов, а замыкала шествие свидетельница. Английская церемония венчания длится так долго, что дети успели даже уснуть на скамьях под проповедь священника.

Дальше нас ждал фуршет в здании Королевского колледжа, где смешались английские и беларусские гости. Пока разносили крошечные закуски и напитки, англичане увлеченно болтали. Любимые темы: кем мы приходимся молодоженам, погода, политика, хорошо ли нам жить в Беларуси. Англичане нам рассказали, в чем разница между английским языком в Великобритании и Америке. По их версии отличие в том, что американцы всегда говорят то, о чем думают, поэтому и язык у них проще. А англичане никогда не скажут свои мысли напрямую – вместо этого начнут вести витиеватые разговоры.

За пустыми свадебными столами не было майонезных салатов и миллионов закусок. Ведущих и конкурсов на английской свадьбе тоже не найти. А если вы пришли на праздник парочкой – вас рассадят и разбавят англичанами, дабы беседы и дальше лились рекой.

На английских свадьбах речь в виде тоста говорят только 3 человека: отец невесты, жених и свидетель. Дарить наличные деньги жениху и невесте на свадьбе не принято. Молодожены заранее составляют список того, что им необходимо для счастливой совместной жизни. Гости выбирают из списка и отправляют подарки по почте. Ну а деньги можно перечислить на специальный счет (honeymoon fund).

После праздничного ужина все гости пустились в пляс. Беларусские родственники привезли с собой даже танцы: польку, ойру и хороводы (даже специально занимались с хореографом). Англичане были в диком восторге – таких танцев они еще не знали, но быстро все подхватывали. Ну а после танцев гости тихо-мирно разошлись по домам.

Пьяный Ливерпуль

На следующий день мы, 15 человек из разных поколений и времен, поехали дальше – в наше большое путешествие. Сказать, что все обалдели праворульных авто и от левостороннего движения, – значит ничего не сказать. Это был настоящий взрыв мозга, особенно для старшего поколения. Хотя весь формат нашего путешествия, с ежедневными переездами и ночевками в отелях и апартаментах Airbnb, в принципе, был в новинку для наших старших родственников.

Первой остановкой был Ливерпуль. Добрались затемно, заселились в отель. Все тут же отметили дань английской традиции и приверженность принципам экономии – даже в отеле краны с горячей и холодной водой были раздельными. Чтобы помыть руки водой комфортной температуры, надо заткнуть пробкой слив раковины и набрать туда воду.

Ливерпуль показался мне слегка навеселе: толпы пьяных людей, грязные улицы, шумные пабы. Мы прошлись по знаменитой улице пабов Matthew street, заглянули в The Cavern club, где первый раз выступили Битлз, оказались на Альберт-док. Альберт-док – это множество модных баров и клубов в зданиях бывших складов и доков города. Вечером тут включают подсветку и гавань преображается.

Ливерпуль дышит историей Битлз: музей Битлз, скульптуры каждого из участников группы, паб, где любила выпить пинту пива известная группа, сувенирный магазин.

«Все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой»

Типичная Шотландия и Рождество по-беларусски

Дальше мы дружно отправились в шотландский Глазго, заглянув по дороге Лэйк-Дистрикт парк. Природа в «старой доброй Англии» и «типичной Шотландии» (как любит говорить папа моего мужа) даже зимой волшебна.
В Глазго мы попали поздним вечером, накануне Рождества. На улицах ни души, все закрыто, сверкает огнями елка на главной площади, кусает за щеки мороз. Пообещали себе еще вернуться сюда – Глазго достоин более тщательного осмотра.

Затем мы выдвинулись в старинный город Инвернесс, который встретил нас мостами, перекинутыми через реку Несс, и замком Inverness Castle на холме. Возле города находится деревня Tom Aitinn, где производят известный шотландский виски Тоmatin. А сам Инвернесс – отличная отправная точка для дальнейшего путешествия по трассе NC500.

Рождество в Великобритании – семейный праздник. За несколько дней до праздника в магазинах можно купить специальные рождественские пирожки с изюмом – mince pies, а заведения готовят праздничное меню. Но 25 декабря и следующий день – День подарков (Boxing day) – официальные выходные. В эти дни не работают даже заправки.

Мы встречали Рождество в доме, арендованном на Airbnb. На столе вместо традиционной индейки была картошечка, потому что папа мужа другой еды не признает.

Вообще, все наше путешествие было наполнено экономией и заботой старших родственников: из супермаркетов выносились огромные сумки на тот самый «мало ли что» случай, еда бережно перевозилась из одного города в другой. А по вечерам мы устраивали настоящие вечеринки с запасами из магазинов, захваченным «на всякий пожарный» из Минска коньяком и обменом эмоциями от проведенного дня.

Трасса NC500

Проезжая по одной из самых красивых трасс – NC 500, мы только и успевали восхищаться природой Шотландии – высокогорьем Хайленд. Царственные леса сменялись горами, в тумане утопали деревушки и овечки на зеленых полях, вдали появлялись старинные замки как с картинки. На узких холмистых дорогах у старшего поколения замирало сердце и автоматически закрывались глаза – так им было непривычно ездить по такой местности. В этот же день мы попали в настоящий шотландский замок на холме с привидениями – Данробин, где снимал сцены фильма «Барри Линдон» Стенли Кубрик. Это было 26 декабря, внутрь замка мы не попали и не увидели ни одного туриста поблизости. Но ворота, ведущие в сад, были открыты, и мы смогли осмотреть строение со всех сторон. Замок принадлежит шотландскому роду Сазерленд. Вокруг стороения разбит огромный сад с фонтанами и редкими растениями, а с холма открывается вид на море. Летом здесь проводят концерты и разные ивенты. Крайне впечатляющее место.

К слову, передвигаться по дорогам Великобритании очень удобно. Через каждые 30-40 километров тут есть специальные парковки с большими фудкортами и магазинами. Перед поездкой я волновалась, что мне, вегетарианке, будет нечего есть в британских заведениях. Но даже в самой глухой деревушке в меню всегда были опции для веганов и вегетарианцев.

Виски-тур, хаггис и 400-летний паб

Дальше по плану был Эдинбург. Старшее поколение отправилось в виски-тур (из которого они сделали вывод, что коньяк все равно круче). Младшее (то есть мы) – гулять по городу. На рождественской ярмарке мы прокатились на летающей каруселе, почти касаясь руками памятника писателю Вальтеру Скотту. Потом перепробовали все местные блюда под звуки шотландской волынки: хаггис – бараньи потроха с овсянкой (есть и для вегетарианцев), нипс и таттис – пюре из брюквы и картошки, шотландские пироги с начинкой, фадж – молочный ирис. Дальше прошлись по Королевской миле (Royal mile) – старинному запутанному кварталу, который ведет к замку Эдинбурга. Затем забрались на холм Калтон-Хилл (Calton Hill), откуда открывается вид на весь город. А под вечер заглянули в 400-летний паб «Последняя капля». По легенде, раньше он находился на пути к городской виселице, и каждому приговоренному разрешалось выпить здесь последнюю пинту пива.

Чудеса прогресса и новые навыки

Завершилось наше путешествие в Лондоне. Город был переполнен туристами, шопинговая Оксфорд-стрит не вмещала в себя людей, в центре все передвигались буквально гуськом. Лондон сиял, как волшебная шкатулка, гудел и раздувался от людей. Это был наш третий раз в Лондоне, поэтому мы старались больше времени проводить в тихом районе, где сняли квартиру, чем в переполненном людьми центре.

«Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое»

К концу поездки мы наконец уговорили родителей и других родственникам воспользоваться благами цивилизации. Установили им карты на телефоны, рассказали как прокладывать маршрут, познакомили с Uber. Взрослые были в восторге! Теперь они сами, без нашей помощи, передвигались по городу. Они даже обменяли старые фунты на новые, применив волшебные русские слова «мы туристы».

Путешествие подарило нам огромный опыт взаимодействия со старшим поколением в пути. Мы учились взаимодействовать друг с другом, уважать и принимать. Было здорово наблюдать за взрослыми родственниками: они выходили из своей привычной среды, всему удивлялись и с осторожностью принимали что-то новое. А мы счастливы, что смогли показать своим родным, как можно путешествовать без привычных шаблонов и границ.

Лайфхаки для путешествия по Великобритании на авто:

1. Бронируй машину заранее в прокатных фирмах с большим количеством хороших отзывов. Это отличный способ сэкономить и избежать проблем при возврате машины.

2. Покупай страховку при аренде авто. Даже незначительные повреждения могут вылиться в большую сумму.

3. Будь морально готов(-а) к левостороннему движению. Но не волнуйся слишком – водители в Великобритании очень вежливые и всегда уступают дорогу.

4. Во многих городах Великобритании – беда с парковками, плюс они чаще всего платные. Поэтому всегда уточняй наличие парковки возле отелей и арендованных квартир.

5. В центр Лондона или других крупных городов лучше не ездить на машине – устанешь от пробок и движения. Двухэтажные городские автобусы – отличная альтернатива.

6. На трассе всегда можно остановиться на специальных парковках со множеством магазинов и кафе, чтобы какое-то время передохнуть.

Фото: Дарья Андрианова , cookiesncandies, Marina Weishaupt, static.thousandwonders.net, www.telegraph.co.uk, www.visitscotland.com, handluggageonly.co.uk

Так же бумажная карта автодорог европы и навигатор GARMIN с загруженной картой европы. Решила так как в еропе снега нет, можно поставить летнюю резину, докупила различные девайсы для машины, запаску. Подготовка машины на этом окончена.
С документами все оказалось совсем не сложно. Для пересечения границы нужно - грин карта + свид. о регистрации + права+ загран с визами. Грин карту оформила на 2 месяца в РЕСО примерно за 2500р. Французский мульти шенген сделали за 3 дня, необходимые документы перечислены у них на сайте. Британская виза у меня была.
Выспались и в 7 утра, выехали из Москвы.
Заправляю полный бак, такого дешевого бензина больше не будет:)

Трасса на Минск превзошла все мои ожидания, очень хорошая дорога! Перед границей с Беллоруссией наклеили позорную, но необходимую наклейку RUS.


На границе никакой очереди, посмотрев на номера, махнули палкой проезжать дальше, вот и вся граница:) Уже на границе с Польшей мы узнали что нужно было заплатить 120руб за транзит по Белоруссии, но это мелочи, заплатили на на выезде. Никогда раньше не была в Белоруссии, очень удивилась, что на завправках цены в рус. рублях и в месной валюте. С россиян берут рубли. Бензин стоит 24. 02 руб/л.


В кафешках рус. рубли брать отказываются, разве что по тихому удается договорится чтобы
что-то съесть:). Платная дорога стоит 12 руб, всего вышло 36 руб. за платные дороги.
Порадовала красивая радуга:


Мост под стать радуге:)


За 7 часов проехали всю Белоруссию. Встретили точно такойже civic с европейскими номерами, очень долго с ним гонялись по трассе, потом он ушел на Брест, а мы свернули на Бобровники. Дорога стала уже, но покрытие хорошее. Нужно быть аккуратней с заправками, их очень мало. У нас закончился бензин, как раз когда свернули с М1, спасла десяти литровая канистра в багажнике.
По опыту ребят , границу решили проходить в Бобровниках. Прохождение нашей границы заняло 10 минут, а вот поляки все проверяли 20 минут. Брусчатка после пересечения границы на польской стороне - это ужас! но благо она длилась не долго, потом пошла хорошая дорога. Навигатор помог не заблудиться, и всю польшу проехали за 9 часов.


Платные дороги три раза по 5 евро. С заправками в Польше все отлично, часто встречается BP, только вот нигде не говорят по англ:(.
Автобаны без ограничения скорости, очень приятная вещь:


Германия начинается незаметно, об этом узнаешь по табличке со звездами евросоюза. Остановились, хотели сфотографировать, только я включила аварийку, сзади уже стояла полицейская машина. Откуда они так бысто взялись?? По англ. тоже не говорят, пытались нам на немецком объяснить что с нас 30 евро штраф, за остановку на автобане.:) Но так как у нас не оказалось ни одного евро, а британские фунты и рус. рубли их не устроили, сказали что делают нам предупреждение и отпустили:) Дальше по автобанам ехали без остановок, разве что н а специальных парковках:)
В Берлин въехали ранним утром в воскресенье,


масса парковочных мест и пустота на улицах. Возможно из-за дождя Берлин показался совсем серым. Еще сломался фотик, похоже из-за вибрации в машине, фокусироваться на достопримечательностях немецкой столицы sony никак не хотел.




Креатив!!!

Трубы в центре города….ооо… прям как в некоторых городах России.




Выставляем курс на Амстердам, и в дорогу!



На немецком автобане, встали в пробку, оч. большая авария, масса пожарных машин, скорая, полиция…… Перекрыли движение по обоим сторонам, через 40 минут движение восстановилось. Почему так знамениты немецкие автобаны?? Особенной разницы между другими дорогами евросоюза я не заметила. В германии, ну оочень много машин, средняя скорость выходит 130-140, быстрее ехать не получается, большой трафик.
Город - музей под открытым небом Амстердам.




Покатались по городу, нашли свободное место для парковки, припарковались…… сфотографировали припаркованную машину…… и ушли гулять. (будьте внимательней выбирая парковку!!! Этот паркинг нам в последующем дорого обошелся, но об этом позже)


Больше парковки для велосипедов я еще не видела, впечетляет:


все велики, самые дешевые, так как часто угоняют









Потрясающий город, хорошая погода… кругом скворцы, они у них как голуби, под ноги прям кидаются:) Ну где еще можно сидеть в интернет кафе и курить травку, совершенно легально? Красивый город, разве что утомляет огромное колличество велосипедистов, внимательно нужно смотерть чтобы тебя не сбили.
К вечеру решили что пора найти машину, и поехать искать гостиницу. С огромным трудом нашли все таки улицу где оставили машину, прошли ее всю…. машины НЕТ.!?!? Естественно у нас шок?!!! где машина? На улице никого, даже спросить не у кого. Звоним в полицию, они предлагают подойти в ближайший полис стейшен и написать заявление об угоне, либо же… и тут закончились деньги на билайне в роуменге:(Идем в ближайший кофешоп, объясняем ситуацию, они улыбаются, говорят, ловите такси и едьте на штрафстоянку, она в Амстердаме одна, все таксисты знают где она. Ловим такси, за 20 евро доезжаем до штрафстоянки. Там сразу видим наш civic, уух! прям отлегло, что машина нашлась:) Объявляют что нужно заплатить 250 евро за неправильную парковку на месте зарезервированном для полиции. Ругаемся, доказываем что такого не может быть, показываем фото, обычное парковочное место, ну разве что не оплатили парковку. Они разводят руками, мол если хотите забрать машину, платите, а потом можете разбираться, правы вы или нет. Вызываем полицию, в полной уверенности что припарковались правильно и 250 евро платить не хочется. Полицейские посмотрев фото, замечают что парковочное место перечеркнуто крестом, что как оказалось и значит - зарезервированная парковка для полиции, парковаться обычным смертным нельзя:) Платим 250 евро, уезжаем от туда.
Берем курс на Calais на переправу через Ламанш, пролетая оставшуюся часть Голландии, Бельгиию и Францию. Успеваем на паром, последний рейс до Британии в 23:30. Билет на двоих и машину стоит 115 евро.


Ждем в очереди на паром, жаль что поздно ночью, мало что видно. Корабли конечно огромные, сначала запустили фуры, и автобусы, потом только легковые машины. Несколько уровней для автомобилей, выше рестораны, магазины и др. развлечения. Припарковываем машину, поднимаемся наверх. Обошли весь паром, два уровня только под рестораны. Уселись на диванчики, отправление…

Навигатор показывает скорость 30км/ч, полтора часа и корабль причалил к берегам Британии. Никакого контроля на выезде с парома сразу попадаешь на территорию британии. Переживаю, что не справлюсь с левосторонним движением, и знаки ограничения скорости в милях путают. Все обошлось хорошо, только один раз выехала на встречку, потом разобралась что к чему. До Лондона час езды, каждый километр стоит спидкамера, об этом постоянно сообщает навигатор, и предупреждает с какой скоростью нужно ехать. Стараюсь не нарушать. Примерно через час, въехали в ночной Лондон, добрались до дома, и заснули.
Проехали 3100км, на бензин потратили 320 евро, платные дороги - 20 евро.

ВАШ БРАУЗЕР НЕ ПОДДЕРЖИВАЕТ JAVASCRIPT

50. Несмотря на то, что наличие в автомобиле знака аварийной остановки не является обязательным, его все же рекомендуется взять с собой, отправляясь в дальнюю поездку. Следует учесть, что установка знака аварийной остановки на автобанах запрещена.

51. Нет в Великобритании и запрета на использование шипованных шин, но ввиду мягких климатических условий их использование не представляется целесообразным. Для машин с шипованной резиной не обозначено никаких особых скоростных ограничений.

52. Не запрещается использовать радар-детекторы. О наличии радаров на пути следования водителей оповещают соответствующие знаки, поэтому использование дополнительной техники для их обнаружения является бессмысленным.

53. Согласно данным статистического опроса, британские водители считают самой худшей трассу М6. Она соединяет Регби и Карлайл и является самым старым автобаном на территории страны, пропускная способность трассы составляет около 70 тысяч автомобилей в день. Вместе с тем, нагрузка на трассу превышена почти в два раза.

54. В летний период самой «неудачной» считается трасса А30, она соединяет два популярных курортных города – Девон и Корнуолл. Летом шоссе протяженностью 457 километров представляет собой одну большую пробку.

55. Движение часто бывает затруднено на магистрали М1, которая соединяет Лондон и Лидс. На этой трассе, протяженность которой составляет 322 километра, в любое время года могут быть большие пробки.

56. Настоящей «национальной катастрофой» для британцев является выпадение снега в зимний период. Дело в том, что снежный покров надежно скрывает дорожную разметку, обойтись без которой на местных дорогах просто невозможно. К счастью местных автомобилистов, снег выпадает очень редко.

Если есть необходимость в машине с автоматической коробкой передач - стоит зарезервировать ее заранее. Автомобили с автоматом - дефицит, и подтверждение авто может занять длительное время.

При выборе модели для поездок в Англии, руководствуйтесь практическими соображениями: при маршрутах преимущественно по городу - берите авто с малыми габаритами, тогда как для долгих поездок (и для гор) стоит брать более комфортную большую машину.

При сдаче автомобиля, требуйте от сотрудников пункта визуального осмотра автомобиля на предмет дефектов и официальной подписи акта приемки. Храните счет-фактуру и акт приемки у себя еще в течение нескольких месяцев.

Перед возвратом машины, очистите салон от мусора, и не забудьте забрать из салона все свои вещи.

Вы всегда можете просмотреть наше предложение машин в Англии напрокат, используя форму вверху страницы. Уверяем вас - дешевле вы не найдете!

57. Искать стоянку в центре города бесполезно, здесь ее просто не будет. Как правило, вблизи центра всегда есть как платные, так и бесплатные стоянки, на последних машину можно оставлять не более чем на два часа.

58. Настоящим лидером по количеству автокатастроф является дорога A537, соединяющая Бакстон и Маклесфилд. На ней очень много крутых поворотов, кроме того, в данной местности постоянно дует очень сильный ветер. Также в числе опасных дорог Англии стоит упомянуть A5012, A621, A625, A54, A581, A5004, A675, A61 и A285.

59. Плата взимается за проезд по некоторым туннелям. В их числе туннель под Темзой (Дартфорд, М25), туннель, пролегающий под рекой Мерси (Ливерпуль) и туннель, пролегающий под рекой Тайн (Ньюкасл). Стоимость проезда по этим туннелям составляет от 1,20 до 1,50 фунтов.

60. Платить нужно за право проезда по следующим мостам: Хамбер Бридж (А15), Тамар (А38), Кледдо (А477), Форт Бридж (А90) и Клифтон. Стоимость проезда разнится и может составлять от 0,70 до 1,50 фунтов.

61. Въезд на платные трассы, мосты и в туннели осуществляется через специальные пункты оплаты. Приблизившись к такому пункту, нужно обратить внимание на расположенные над каждой полосой указатели. В зависимости от изображения на указателях, оплату можно производить по кредитной карте, наличными через автомат, наличными через кассира или по специальной автоматической системе расчета.

62. Одним из самых сложных для неопытных водителей городов является Оксфорд (после Лондона, конечно), дороги здесь узкие и извилистые. Между полос движения часто можно увидеть островки безопасности и знаки, они также представляют угрозу для водителей, непривыкших к левостороннему движению.

63. Во время езды по городским дорогам следует особое внимание обращать на велосипедистов и огромные автобусы. Как первые, так и вторые ловко лавируют в потоке автомобилей, невзирая на свои «нестандартные» габариты.

64. На местных дорогах не следует торопиться и беспокоиться о том, что излишняя медлительность будет раздражать водителей. Если преодолеть узкий участок дороги на большой скорости тяжело, то можно немного притормозить или отъехать на обочину, чтобы пропустить встречные автомобили.

65. Коренные жители относятся к автомобилю, скорее, как к предмету роскоши, несмотря на то, что он есть практически в каждой семье. Содержать машину в Великобритании очень дорого, кроме того, передвигаться на ней по территории крупных городов бывает тяжело из-за пробок и отсутствия стоянок. По возможности горожане пользуются общественным транспортом.

66. В Великобритании довольно мало привычных иностранцам обычных перекрестков, чаще всего на них организовано круговое движение. Неопытного водителя может сбить непривычное левостороннее движение, и он не сразу поймет, на какую именно дорогу необходимо съезжать с круга. В этом случае на помощь придет навигатор.

67. На местных дорогах увидеть полицейских можно довольно редко, контроль за выполнением правил дорожного движения осуществляется автоматически – с помощью камер. Нарушив правило, следует ожидать по почте квитанцию для оплаты штрафа. Если некоторые виды штрафов оплатить в ближайшие три недели, то размер денежного взыскания может быть существенно сокращен.

68. Как и во многих странах, в Великобритании существует система начисления «штрафных» баллов. За некоторые виды нарушений водителю начисляется определенное количество баллов, а по достижении их критического количества следует временное лишение прав.

69. Тем, кто собирается путешествовать по загородной местности впервые, следует заранее уточнять место расположения заправок. Если вблизи населенных пунктов заправки встречаются довольно часто, то в загородной местности немало пустынных участков трасс.

70. Водителям, которые отдают предпочтение мотоциклам, нельзя выезжать на местные дороги без шлема. Также необходимо носить специальную одежду с флуоресцирующими полосами.

71. Отправляться в путешествие по Великобритании лучше всего на компактном автомобиле, который отличается низким потреблением топлива. В этом случае будет проще перемещаться по узким дорогам, а также можно существенно сэкономить на топливе, которое здесь стоит недешево.

72. В Лондоне имеют место одни из самых сложных в мире автомобильных развязок. Неопытным водителям, привыкшим к правостороннему движению, крайне не рекомендуется в первый же день выезжать на автомобиле на улицы столицы.

73. На пустынном побережье Северной Ирландии располагается довольно необычная дорога, которая у местных жителей получила название «Дорога Великана». Она выложена большими шестигранными плитами, а вдоль дороги установлены базальтовые колонны высотой 6 метров. Дорога является настоящей местной достопримечательностью, с ней связано немало интересных легенд.

Великобритания на машине? Наверное из нашей страны это слишком далеко и заморочено. Так думал я в прошлом году, рассматривая наклейки на одном из кемперов в Норвегии, где среди прочих была наклейка GB.

Потом командировка в Лондон. Мое такси стояло в пробке рядом ярко желтым Ferrari с московскими номерами.

Потом мы в шутку стали придумывать, куда поедем в этом году. Майские праздники складывались в интересную комбинацию, из которой можно было вытянуть длинный отпуск. Машина с флагами на зеркалах сама подсказала дальнейшие мысли. А может правда в Великобританию? Типа в тему. А почему бы и нет. Две визы? Окей. А кто-нибудь еще ездил на своих колесах? Хмм, практически нет, в интернете три с половиной рассказа. Будет интересно...

А потом все как-то казалось неправдоподобным. Ведь за окном падал и падал снег. В середине марта подали документы на UK визу. Куча замечаний к документам - "на усмотрение консульства". Но успешно. Затем подали на шенгенскую визу (Франция, как самая дальняя точка планируемого трипа). Еще больше замечаний. Даже к фотографиям придрались. И снова успешно. Страховка. ТО. Собрать вещи. А в субботу 27 апреля поехали. Без маршрута.

Наши вводные:

1) Что такое Великобритания для автотуриста? Сплошная неизвестность. Вообще без понятия что и куда. Информации крупицы и четкой картины как по Норвегии нет. Иностранцы ездят. Наши на своих машинах - единицы, на прокатных - больше, но полезной дорожно-бытовой информации из таких рассказов еще меньше. Но есть главное - фотографии, которые говорят, что там красиво.

2) Что я хотел от Великобритания? Того же самого, чего от Норвегии - красивых дорог среди красивой природы. Минимум городов. Максимум сельской местности.

3) План поездки. Наверное распишу его, он поможет вам сориентироваться при вашем планировании. Все было элементарно:

Никакого бронирования (кроме Берлина и Лондона). Мы даже не представляли, как будем ночевать. Какая будет погода? Кемпинг? Гостиницы? B&B? Палатку мы взяли чисто на всякий случай (визы я получал под "бронирование" кемпингов с палаткой, по образцу Норвегии). Откройте maps.google.com на Европе. Напишите слово HOTEL или CAMPING. Вся карта закрасится отметками. Опять же - май. Май в Великобритании - это холодно и дождливо. Туристов мало. Проблема бронирования может возникнуть только с субботы на воскресенье и то не везде. Летом погода будет лучше, но гостиницы будут забиты (судя по чужим рассказам). А еще летом в Шотландии будет кусачая мошка. Такой незатейливый выбор. Либо круглосутоочный дождь, либо мошка. Что ваша нервная система переносит лучше?

Границу "туда" переходить в Берестовице. Предположительно в первый же день. Говорили, там быстро, а в Бресте стоять придется. Подтверждено.

Граница "обратно" у всех ассоциируется со словом "Адъ". Мы шли незатейливо, через Брест. Ну что сказать. Адъ, да.

По пути "туда" было необходимо посетить двух родственников - в Берлине и в пригороде Амстердама. Что соответствующим образом влияет на мой маршрут. В спокойном режиме дорога займет 3 дня дороги и 1 день паром. На пятый вы попадаете в Великобританию. Если пошустрее - 2 дня дороги и 1 день паром. Реально. Причем без фанатизма. В одно лицо, с остановками, разминаниями, едой, заправкой и т.д.

Вроде бы из пригорода Амстердама отходит паром на Ньюкасл. Это было бы удобнее, чем паром Кале-Дувр. Сразу попадем на границу с Шотландией. Проверяли информацию по месту. Удачно. Удобно.

Жена хотела увидеть Лондон. Ок. Из Москвы сделана бронь маленькой гостиницы на период 18-22 мая. Этого выше крыши, больше там делать нечего.

Возвращаемся через паром "Дувр-Кале" и пилим домой. Предварительная дата возврата - суббота 25 мая плюс/минус один день. То есть в зависимости от темпов обратной дороги от 28 до 30 дней. Можно ли ехать с меньшим отпуском? Можно. Две недели для поездки в Шотландию хватит. За три недели можно спокойно проехать Шотландию с Уэльсом. Либо Шотландию с островами.

4) Экипаж - 2 взрослых, 1 ребенок (4,1). Машина все та же - самэц Land Rover с пробегом на день старта - 110 500 км.

ДЕНЬ 1 Москва - Польша. Чуть больше 1000 км.

Самый первый кадр. Проверка "вооружения". Минское шоссе добротного качества. Катишь себе и катишь. Получилось выехать в 5 утра, до пробок. Часов в 10 уже катили по Белоруссии.

В Белоруссии само покрытие дороги лучше. Скорость разрешена 120. Мне даже понравилось. Но с сервисами тухляк. Я не про сервисы, которые для авто. Я про сервис, который поесть и в сортир сходить. Туалеты даже на визуально хороших АЗС представляют собой дырки в бетонном полу, подходы к которым тщательно заминированны человеческим компостом. Местоположение сортиров определяется устойчиво запахом.

Зубр в поле - единственный ориентир на всем протяжении дороги по Белоруссии. Разнообразие среди бесконечных полей и лугов на протяжении целого дня. Все останавливаются, фотографируются "я и зубр", "зубру меня на ладошке" и т.д. Не, ну правда больше ничего смотреть всю дорогу.

Границу в Берестовице перешли за минут 40. Ужаснулись обратной очереди. Она была дикой длины. Не доезжая до Белостока, свернули по указателю к гостинице "Боброва долина". Несмотря на то, что дорога грунтовая и находится гостиница в самой обычной лесной деревне, гостиница хорошая и недорогая. Рекомендую.

ДЕНЬ 2 Польша - Германия, Берлин. Что-то в районе 850 км.
На утро после завтрака продолжили путь. До Варшавы дорога изрядно загружена фурами - полоса туда, полоса обратно, местные легковушки летают как у нас, наплевав на разметку и скоростной режим. А вот от Варшавы уже прекрасная платная Е30. По-моему даже без ограничений. Я не знаю, мне все равно - с боксом нельзя превышать 130. Надо было без него ехать.

Задача дня - добраться до гостиницы в Берлине до 18:00. После этого моя непроплаченная бронь сгорит. Не то, чтобы я парился. Просто соревновательный момент.

Немного опоздали. На парковку гостиницы свернули в 18:20. Но без проблем, мы позвонили предупредили.

ДЕНЬ 3 Германия, Берлин - Нидерланды, Амстердам. Около 1000 км.
На следующий день выбрались из утренних берлинских пробок обратно на Е30. Немецкие дороги запомнились большим количеством машин и тем, что дорога большей частью бетонная. А поэтому шумная.

Была даже целая одна пробка. Остановились. Постояли минут 15... И резко все поехали снова с дурной скоростью. Причина пробки? Да фиг знает.

Последняя машина с русскими номерами, которую мы увидим в ближайшие 4 недели. Питерская Калина. Где-то под Амстердамом. Уважуха.

Если в Германии просто много ветряков, то в Нидерландах они вообще везде.

Прибыли в городок... в гугле написано, что читается Эймёйден. Не знаю. В моей личной транскрипции произносится как Ижмужден. Пригород Амстердама. Отсюда уходит паром на Ньюкасл.

Собственно вот он грузится. Если вас не тормозят какие-нибудь дела в Амстердаме, то вполне можно грузиться прямо сразу и назавтра уже катить по Шотландии. На всякий случай - если вы вот так и хотите сделать - подъезжайте прямо на автомобильный Check-In. Прямо там билет приобретайте и проходите сразу пасп.контроль.

А мы же идем в офис просто покупаем билеты на завтра. И, посидев в ресторанчике на берегу, отчаливаем в Амстердам. Ночевали у родственницы. Так что рекомендаций, где остановиться не дам. Но гостиницы есть прямо здесь же рядом с причалом парома. Не парьтесь.

ДЕНЬ 4 Нидерланды, Амстердам. Немного км.
На четвертый день прощаемся со всеми обязательствами в Амстердаме и торопимся в Ижмужден.

По странному стечению обстоятельств в этот день Королева Нидерландов отреклась от престола. Мы тут непричем! В стране выходной. "Кольцевая" вокруг Амстера - практически пустая.

Из-за пустых дорог приезжаем не просто "пораньше", а "ужас как рано". Боялись, что будут пробки, перекрытия и т.п. Решаем отправиться на другой берег залива. Через нас.пункт Вейк-ан-Зе. Навигатор говорит, что там красивое место (несмотря на пыхающую электростанцию) и ехать туда через систему шлюзов всего-то 20 минут.

И, надо заметить, место там красивейшее. Летом, наверное, не протолкнуться.

Набежала тучка - пляж превратился в завораживающего индустриального монстра.

На пляже отличные кафе. Вообще, как-то там легко. Наверное стал переходить в режим "я в отпуске".

Check-In автомобилей открывается, по-моему, в 14:00. Пообедав в пляжном кафе, отправляемся на паром. Ребенок, нагулявшись, вырубился сразу, как сел в машину.

Быстро проходим контроль. Единственная заминка - с нашими паспортами полицейский бегал в основное здание ставить штампы о покидании шенгена. Не часто тут бывают наши соотечественники, видимо. Пара вопросов и нас передают специально обученному паромному мущщине, который говорит, в какую линию загрузки становиться. Вокруг куча байкеров со всей Европы, кемперы, машины с багажниками. Все говорит о том, что автотуризм в Великобритании присутствует и мы едем правильно.

Заехали.

Загрузились

И пошли. Такое же ощущение было и в прошлом году на пароме в Стокгольм. Не верится как-то. Черти где. Черти куда.

Паром такой же, как Хельсинки-Стокгольм. Такие же магазины, рестораны, увеселительные заведения. Даже время пути такое же - с 17:00 до 9:30. Размером чуть поменьше только. Но и людей меньше едет.
В магазин нам нужно очень-очень. Во-первых, это переходники для розеток. А во-вторых, это вот такие наклейки на фары для перенаправления пучка фар, чтобы не слепить местных встречных своими леворульными фарами. Англичане, вроде бы, тоже наклеивают на свои машины, когда выезжают в Европу. Вроде бы надо по какому-то европейскому закону. Вроде бы. Хотите честно? Я так и не наклеил. И не видел, чтобы кто-то наклеивал. И на встречающихся в разных местах европейских машинах их не видел. И обратно когда ехал не видел, чтобы праворульные бритиши клеили их на свои машины... Ночью я не ездил, а днем в Великобритании не принято ездить с фарами. Я не знаю, что бы мне было, если бы кто-то докулупался. Надо было бы поехать ночью - налепил бы. Наверное. Если бы не было лень. Слишком много "бы" для одного абзаца, короче.

Ветряки не отстают от нас даже в море.

Их тут сотни.

ДЕНЬ 5 Паром, Ньюкасл, Великобритания - ... куда? :)
Утро пятого дня. Подъем. Душ. Плотный завтрак. Часы передвигаются еще на час, давая еще больше временной "форы". Итого к этому моменту набегает 3 дополнительных часа. Удобно, если вы "сова". Просыпаетесь в 10:00, а на часах - 07:00. Прекрасно же. По громкой связи сообщают, что автомобилисты могут пройти на автомобильные палубы. Выгружаемся.

На берегу машины распределяют по линиям к будкам. Паспортный контроль. По заинтересовавшимся лицам ментов, стоящих после контроля, вижу, что я их клиент. Ну что ж, дополнительно общаемся с ментами. Досмотр машины (чисто формальный - в открытые окна посмотрел, что в салоне). Че да как и куда. Стандартно.

И, наконец, ...первые километры по встречке.

Продолжение следует