Собор святой софии в стамбуле часы работы. Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле

Собор Св. Софии в Стамбуле (Турция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Турцию
  • Горящие туры в Турцию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Монументальное здание в окружении четырех стройных минаретов - центр притяжения для всех туристов, прибывающих в Стамбул . 1500 лет собор Св. Софии изумляет своей архитектурой, великолепными мозаиками и легко ощутимой аурой места силы. На его стенах символы христианства соседствуют с арабской вязью, не смешиваясь, но взаимно дополняя друг друга. В мире найдется мало подобных исторических зданий, сохранивших свое роскошное убранство, несмотря на сложные перипетии необыкновенной судьбы.

Немного истории

Собор Св. Софии построен на холме, где до 360 г. находилось святилище Артемиды. Рассказывают, что в 6 веке императору Юстиниану явился ангел с макетом грандиозного храма в руках. Для осуществления проекта в Византию привезли колонны из Эфеса и Ливана, алтарь украсили рубинами, аметистами и жемчугом. Невероятная роскошь убедила русских послов в истинности православной веры, и они рекомендовали князю Владимиру принять именно ее. Однако в 1453 г. Константинополь пал, султан Мехмет въехал на коне в храм и повелел перестроить здание в мечеть. На стене у алтаря все еще виден отпечаток его окровавленной руки.

Турки возвели минареты, мозаики побелили, стены занавесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана. На долгие 500 лет Айя-София стала крупнейшей после Каабы мусульманской святыней. Только в 1935 г. Кемаль Ататюрк, основатель современной светской Турции, специальным декретом преобразовал ее в музей.

Тест: насколько хорошо вы знаете Турцию? | 15 вопросов:

Архитектура и интерьер

Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

Практическая информация

Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

Цена билета: 72 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

Всем привет и добро пожаловать!

В моем путешествии по Турции на осмотр Стамбула было отведено всего лишь 2 дня.
В первый день я успела довольно много: побывала в Голубой мечети, Айя Софии, Цистерне Базилика и во Дворце Топканы, совершила водную прогулку и забежала на рынок специй. А все потому, что выбрала правильный район проживания — Султанахмет.

Теоретически, Стамбул можно осмотреть и за 1 день. Но если у меня за 2 дня все было бегом, то за 1 день будет галопом. Город разделен на европейскую и азиатскую части проливом Босфором. Для путешественников это выглядит романтично — мосты…. паромы, а для жителей такое расположение города создает серьезные транспортные проблемы. В 2014 году Стамбул завоевал серебро в ТОПе самых загруженных городов мира. Первое место досталось Москве:).

К чему я все это пишу? Выбирайте удобное местоположение отеля, чтобы не тратить драгоценное время на переезды. Кстати, некоторые путешественники специально бронируют два отеля в Стамбуле. Сначала в европейской части, а потом в азиатской.

Четыре империи царили в Стамбуле в разные периоды времени: Римская, Византийская, Латинская и Османская. Каждая культура оставила свой неизгладимый след на челе города. В разных местах Стамбула можно встретить вот такую туристическую карту, которая наглядно показывает расположение основных достопримечательностей.

Билет в Айя Софию стоит 30 лир. Однако, если вы заранее озаботитесь покупкой Museum Pass, то можно немного сэкономить.Вечером в день прилета я мечтала, что утром раненько встану и прогуляюсь до Галатского моста, потом позавтракаю и отправлюсь на прогулку.
Ага, конечно… Проспала я довольно долго, вскочила, быстро перекусила и помчалась к Айя Софии. Стамбул известен не только своими пробками, но и огромными очередями за билетами в музеи. Я никак не планировала тратить время на очереди, поэтому бодрым шагом, минут за десять дошла до первой точки маршрута. Все складывалось как нельзя лучше. Никакой очереди и в помине не было.

Я не стала покупать Museum Pass только по той причине, что не планировала посетить все музеи указанные в карте.

Собор Святой Софии (Айя София).

Как думаете, можно ли православный собор превратить в мечеть? Еще как можно. Айя София яркое тому подтверждение.
Храм был построен во времена Византийской империи. Стамбул тогда был вовсе не Стамбулом, а великим Константинополем. 30 мая 1453 года османский султан Мехмед II захватил город. Собор ему приглянулся и султан решил его не разрушать, пристроил четыре минарета и превратил в мечеть. В мусульманских храмах запрещены изображения людей и животных. Мечети украшают красивыми орнаментами и плитками. Именно благодаря данному факту, сохранились многие фрески. Строители просто замазали их штукатуркой.

Снаружи размеры храма прочувствовать не представляется возможным. Он как-бы «зажат» со всех сторон. Как я не пыталась сделать более менее удачное фото…увы.

Только внутри собора можно понять истинные масштабы Айя Софии. С вашего позволения, я все таки буду называть ее собором, а не мечетью. На мой взгляд, минареты выглядят несколько чужеродно.
В настоящее время собору присвоен статус музея. То есть никакие службы не проводятся. На мое счастье, в Айя Софии как раз проводилась экскурсия на русском языке и я немного послушала родную речь:).

Неожиданно для меня, собор внутри оказался мрачноватым. Часть стены закрыта лесами, освещение слабое. При недостаточном освещении, сделать хорошие фотографии сложно.


Сумасшедшее смешение двух культур. Восточный орнамент и православные фрески с ликами Святых в одном храме.

По христианской традиции алтарь в соборе был ориентирован на восток. Мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб на юго-восток.
Посередине собора есть огороженный участок, куда нельзя ступать туристам. Это место коронования византийских императоров.

Прежде чем подняться на второй этаж, я подошла к колонне желаний. Если у вас есть заветное желание, то нужно вставить большой палец в отверстие и повернуть его на 360 градусов.

Удивительно и необъяснимо количество кошек в соборе вообще и в Стамбуле в частности. Котейка настоящий турок, а с виду обыкновенный Васька и на кис-кис откликается.

А вот и явное подтверждение тому, что мы находимся в православном храме.

Под штукатуркой с орнаментом скрывается древняя мозаика.

У меня есть небольшое видео из собора. Видеооператор из меня никудышный, но все же видео лучше передает атмосферу храма, чем фото.

Не думаю, что я провела в Айя Софии больше часа, но посмотрите что я увидела после ее посещения. Очередь за билетами растянулась на несколько десятков метров.

Следующая точка маршрута — Голубая мечеть. Она находится совсем рядом. Важно выбрать правильное время посещения мечети и не попасть на время молитвы.

Голубая мечеть

Я прошла через симпатичный сквер и устремилась к входу. Правила посещения мечети я и так знаю, но на всякий случай…

Храм действующий, а значит вход бесплатный.

Абсолютно все посетители, абсолютно любой мечети должны разуться, положить обувь в пакет и взять его с собой.

Первым делом посетитель попадает во внутренний двор. Я не знаю как он правильно называется, но у него точно должно быть свое название.

Вообще я заметила, что все мечети организованы одинаково. Посмотрите на макет. Стекла немного запотели, но вполне различима сама мечеть, двор и минареты.

Голубая мечеть внутри наоборот оказалась очень светлой и воздушной. Здесь нет какого-либо давящего ощущения.
Туристов пускают только на небольшую, огороженную часть мечети.
На фото как раз и видно, эту запретную часть.

Туристы толпятся с края.

Меня поразили две вещи в мечети — колонны и потолок. От потолка невозможно оторвать взгляд. Мелкие голубые плиточки складываются в прекрасный орнамент. Отсюда и название мечети.

Тонкие нити, которые видно на фото, это струны, которые держат большие светильники. Красиво, ничего не скажешь.

Из голубой мечети у меня тоже есть видео. Сорри за качество съемки)).

Ох и постарался же султан Ахмед I. Еще бы! Он хотел, чтобы Голубая мечеть превзошла по красоте собор Святой Софии. Не знаю специально он так перестарался или намеренно, но к Голубой мечети пристроили 6 минаретов, вместо четырех и она сравнялась по количеству минаретов с величайшей святыней мусульман — мечетью Масджид аль-Харам в Мекке.
Этот факт был великим святотатством и к мечети в Мекке оперативно пристроили еще один минарет.

Цистерна Базилика.

Признаться, больше всего в Стамбуле я стремилась попасть в Цистерну Базилика. Уже давно, начитавшись «Инферно» Дэна Брауна, я нарисовала ее в своем воображении. А теперь мне предстояло побывать там наяву.

Наземная часть цистерны настолько неприметная, что можно запросто пройти мимо. И только небольшая очередь из таких же страждущих подскажет вам, что здесь находится что-то интересное.

Территориально подземное водохранилище находится на одном пятаке с Айя Софией и Голубой мечетью.
Билет стоит 20 лир (Museum Pass никаких скидок на посещение не предоставляет).

Сразу скажу, Цистерна меня очаровала и увлекла. Я никак не хотела оттуда уходить, хотя там темно, сыро и немного зловеще.

Эти бесконечные колонны черти куда ведут…. Такое ощущение, что в преисподнюю.

Как я уже написала выше, у Цистерны было самое обыкновенное предназначение, здесь хранился резерв питьевой воды Константинополя. Когда-то помещение было полностью заполнено водой, ну а в наши дни, воды совсем мало.
Не знаю чем здесь кормят рыб, но таких монстров еще пойти поикать надо. Это не маленькие стайки рыбешек, шныряющие между колонн. Это огромные пузатики.

Всего колонн в подземном водохранилище 336. Некоторые из них были взяты из античных храмов, поэтому отличаются внешним видом.
Как вы думаете, что делает девушка?

Дело в том, что в этой колонне тоже есть отверстие, куда вставляют большой палец и прокручивают на 360 градусов. Сколько же у людей желаний)).

В Цистерне есть еще две колонны, которые неизменно привлекают к себе внимание. Находятся они в самом дальнем углу водохранилища. Это две головы Медузы Горгоны. Одна голова повернута на бок, а другая положена на голову.

Одна из версий такого странного положения колонн — боязнь окаменеть от взгляда Медузы.

Как только я вышла из Цистерны, тут же оценила образовавшуюся очередь. Небольшое здание с красной крышей и есть вход в водохранилище.

После посещения Цистерны сама с собой договорилась о перекусе. Как же я люблю договариваться сама с собой))). Уличной еды в Стамбуле много, но мне захотелось чего-то более серьезного.

По адресу Divanyolu Cadedesi 16 находится преинтереснейшая котлетная с почти 100-летней историей. Вот туда я и отправилась, благо что далеко ходить не надо (5 минут спокойным шагом от Цистерны).

А вот и «столетние» котлетки. Очень остро, но вкусно. Соус просто обжигающий. Маринованный перец я не рискнула попробовать:).

Угадайте сколько стоят котлеты и салат? Правильно 20 лир. Такое ощущение, что в Стамбуле все стоит 20 лир.
Конкретно в этом кафе ничего кроме котлет, салата и супа не подают. Это фишка такая.

Стамбул очень ориентирован на туристов. Даже если вы совсем не знает английский, все равно спокойно сориентируетесь в ценах и блюдах. Вот такие большие вывески располагаются практически перед любой харчевней.

Увидев очередь в кассы, мой пыл несколько поубавился, но решение было найдено быстро. Недалеко от обыкновенных касс находятся автоматические кассы, которые почему-то никто не жаловал.

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой . Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом 🙂


Рядом с входом в музей Айя-София всегда многолюдно

Айя-София Стамбул режим работы

Режим работы музея Айя-София:

  • с 9:00 до 19:00 в период с 1 апреля по 31 октября
  • с 9:00 до 17:00 с 1 ноября по 31 марта

Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость

Стоимость билета в музей Святой Софии 72 лиры . Билеты продаются в кассах перед входом, куда всегда стоит огромная очередь.

Собор Святой Софии: наш отзыв

Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.


Очередь в Айя-Софию зимой …
… и весной
Стоим за билетами в музей

Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно 🙂


Кукуруза — тоже символ Стамбула 🙂
Вкусная горячая кукуруза 🙂

При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.


На территории Святой Софии

Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.

Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.






Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.



Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!


Плачущая колона, здесь загадываем желание:)

Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.



Если есть желание, можно взять .

А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.


Вот такой он — декабрь в Стамбуле!
Зеленый Стамбул в декабре

А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг 🙂


Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России 🙁


А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают



Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.


Всего 106 фото

Обычно считается что интерьеры Айя-Софии более впечатляющи чем её внешний образ. Сразу скажу - это через чур смелое упрощение. Нельзя это всё сравнивать - внешне Айя-София неповторима и мягко побуждает лицезреть её снова и снова. Внутренние же пространства Святой Софии впечатляют, поражают, заставляют трепетать твое сердце и душу. Кроме того, есть нечто такое в образе Айя-Софии чего не описать словами - это то что проникает в тебя всеобъемлюще на бессознательном уровне, и ты это чувствуешь всецело и во всем, а время останавливается и Чудо происходит... Я воспринимаю это всё как ту самую божественную благодать, что целиком и полностью поглощает тебя, окутывает проникновенным золотистым цветом и сияет не побоюсь сказать неугасимым мистическим светом. Или можно сказать попроще - здесь особая энергетика, что чувствуется сразу, везде и всюду. Но это расхожее в наше время слово ничуть не позволяет понять, что же чувствует человек ступивший под своды величайшего и славного храма христианства всех времен и народов, впрочем и не только христианства.

Как мы знаем Айя-София почти тысячу лет была главным христианским собором. Он оставался церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель захватил древний и славный Константинополь. Османский владыка не только восхитился архитектурным шедевром христианства, но и оценил неземное величие собора Святой Софии. Он был так поражен красотой Айя-Софии что повелел преобразовать ее в государственную главную мечеть. И надо отдать должное османам - Айя-София утратив многие свои прежние внешние и внутренние черты тем ни менее основные сохранила до наших дней. Айя-София выполняла роль великой мечети Стамбула в течение почти 500 лет, став основой и образцом для многих будущих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как Голубая Мечеть и Мечеть Сулеймание. В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания Айя-Софии, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков. После падения монархии при Ататюрке в 1931 году начались реставрационные работы византийских мозаик и фресок. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении её в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами - исламской и христианской.

И сейчас в объеме главного нефа одна четверть внутреннего объема собора закрыта строительными конструкциями для реставрации. Но думаю нам это не помешает насладиться величием и красотами Айя-Софии. Давайте же осмотрим эти легендарные внутренние пространства Айя-Софии, что видели множество византийских императоров, султанов Османской империи и бесчисленное количество прихожан и путешественников. Во время обработки этих фото я столкнулся с непреодолимым желанием показать моему читателю как можно больше неповторимых образов Айя-Софии поэтому как-то само собой получилось две статьи о внутренних пространствах Айя-Софии - первого уровня (первого этажа) собора и его второго уровня (второго этажа) с уникальными мозаичными фресками. Надо сказать, что даже для этих двух постов пришлось пожертвовать многими обработанными фото собора. Так что этот материал для тех, кто хочет увидеть Айя-Софию как можно подробней. Этим и будет отличаться этот материал от других подобных.


В плане Софийский собор представлял собой трёхнефную базилику с двумя пристроенными с западного фасада нартексами. Базилика имела два яруса галерей, причем, на верхний вёл каменный пандус, по которому императрицу перед службой на паланкине вносили на верхнюю галерею. Мы его .

Мы с вами в экзонартексе - внешней паперти. Это нечто вроде открытого «вестибюля», «сеней» для раннего времени архитектуры византийских христианских церквей. Экзонартекс лишен отделки, мраморная облицовки здесь давно нет и мы не сильно задерживаясь проходим в нартекс...
02.

Сейчас мы находимся перед императорскими вратами. Есть легенда, что Царские (императорские) врата сооружены из деревянных конструкций Ноева Ковчега.
05.

На тимпане Царских врат изображен император Лев VI, склонившийся перед благословляющим его Иисусом Христом, а справа и слева от Христа расположены фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила в круглых медальонах. Эта мозаика, исполненная на границе X и XI веков, символизирует вечную власть, даруемую Богом византийским императорам. Лев VI, по трактовке некоторых исследователей, неслучайно пал ниц, он вымаливает прощение в связи со своим четвертым неканоническим браком, после которого патриарх Николай Мистик отказал ему в венчании и не пустил в храм.
06.

Пользоваться этими дверями мог только император, соседними двумя - высшие сановники.
07.

Нартекс уже впечатляет своей величественной архитектурой и красочными орнаментальными мозаичными сводами времен Юстиниана (в то время в Софии не было фигуративных изображений). Мраморные панели стен в основном остались со времен Юстиниана.
08.

Проходим Царские врата и мы - в основном нефе Айя-Софии. Здесь сразу бросаются в глаза реставрационные конструкции и строительные полотнища в основном с левой стороны главного нефа. Но пусть это нам не мешает.
10.

Первое что ощущаешь - это как захватывает дух от восторга и удивления от этого творения рук человеческих!
11.

Это Царские врата - мы только что вошли через них - над ними ложа императрицы, но об этом в третьей части.
13.

Ты останавливаешься, замираешь, и на тебя обрушивается Красота и вдохновенные мысли творения архитекторов Айя-Софии.
14.

Красота пронизывает и в душе стремительно поднимаются восторг и откровенное удивление искрящейся плотности бесконечных человеческих эмоций в которых пребывает Софийский собор.
15.

Это чувствуется в каждой детали, в каждом видимом архитектурном элементе.
17.

Хотелось увидеть знаменитые кувшин и шар из Пергама, но сейчас они скрыты строительными полотнищами.
Слева мы видим знаменитые порфировые колонны - их по две в каждой экседре.
Они привезены из Аврелиановского Храма Солнца в Риме.
19.

Свободный доступ к этим колоннам возможен из правого нефа ближе к нартексу.
20.

Из Эфеса также доставили восемь колонн из зеленого мрамора.
21.

Храм был богато украшен. Для его декорирования использовали не только мозаику, мрамор, но и золото с серебром, слоновую кость. Существует легенда по которой император Юстиниан хотел полностью украсить Софийский храм золотом, покрыть им потолок и стены, но астрологи его отговорили. Они предрекли, что придет время бедных императоров, которые из-за своей жажды богатств варварски взломают золото в храме и повредят собор. Поэтому чтобы уберечь Айя-Софию Юстиниан отказался от этой идеи. Хотя надо сказать, что некоторые элементы украшений храма все же были выполнены с использованием золота и серебра.

Мраморные плиты, использованные в строительстве церкви, были привезены в Константинополь главным образом из месторождений Анатолии, Средиземноморского бассейна, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии, Нумидии и даже с той самой знаменитой горы Пентеликон близ Афин, из мрамора которой за 10 веков до Айя-Софии был построен на Акрополе Парфенон - Храм Девы-Афины.
24.

Как мы помним это удивительное сооружение - продукт совместной работы архитектора Исидора Милетского и математика Анфимия из Тралл. Гениальные архитекторы на протяжении 4 месяцев трудились над архитектурным планом здания. Работа, начатая 23 февраля 532 года, продолжалась 5 лет и 10 месяцев...

Изначально внутренний объем храма освещали 214 окон, сейчас их всего 181 (часть закрыта контрфорсами и более поздними пристройками).
25.

Алтарная часть в апсиде.
26.

Перед алтарем огороженная площадка выложенная мрамором с вставками из цветного камня. Это Омфалион символизирующий "Пуп Земли" или Центр Мира. Вообще же эта площадка под главным куполом собора служила местом царемонии коронации византийских императоров. Трон императора стоял в центре большого круга. Приближенные стояли в малых кругах.
27.

Император Юстиниан не жалел средств на этот проект. Затраты на строительство были огромны. Они составили, как утверждают древние авторы, 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн. Айя-София - самая ресурсозатратная византийская постройка.
28.

В центре купола, окруженного 40 окнами в византийский период находилось изображение Иисуса. После захвата Константинополя турками в этом месте было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана.
29.

В апсиде выполнено изображение Богоматери. Божья матерь ассоциировалась с мудростью (Софией), потому она и является владычицей собора. Изображение было восстановлено по предыдущему, уничтоженному в период иконоборчества. Богоматерь прекрасна, она символизирует божественную Красоту. Фотий написал о ней: "...Вид Её красоты возвышает наш дух до сверхчувственной красоты истины...". Цвет одежд Богоматери возвышенный - темно-синий на золотом фоне - сочетание цветов будет позже связано с имперским духом наполеоновского времени.
30.

Образ Богоматери с Младенцем в полукуполе центральной апсиды относится к 867 году.
31.

Симпатичные витражи в апсиде, но уже с арабской вязью.
32.

В алтаре находится Михраб - классически это ниша в стене мечети, часто украшенная двумя колоннами и аркой. Михраб указывает направление на Мекку. В данном случае османам пришлось приспосабливать устройство Михраба к апсиде. Выглядит он здесь откровенно говоря чуждо и неуместно.
34.

Слева на фото ниже - арка (золотистого цвета) ведущая в султанскую ложу.
36.

Правее от апсиды мы видим минбар - трибуну в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь.
39.

Здесь же напротив Мимбара - памятник XVI столетия, специальное возвышения Махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве.
41.

С трех сторон подкупольное пространство Айя-Софии окружают хоры - галереи, открывающиеся в центр храма арками.
43.

Шестикрылые серафимы в восточных парусах под куполом относятся к VI веку (их собратья в западных парусах - работа реставраторов XIX века). Лица серафимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ликов ангелов покрыты многоугольной звездой.

45.

У одного из серафимов все же открыли его лик.
47.

Поражает невесомость и визуальная легкость этого грандиозного храма как будто бы созданного ангельскими силами. Создается такое впечатление что купола не опираются на колонны, а парят в бесконечном божественном золотистом пространстве света и духа.
48.

Привлекают внимание обтянутые кожей восемь огромных дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса - это одни из главных святынь мусульманских святынь Айя-Софии.
49.

На медальонах арабской вязью написаны имена Аллаха, по левую - Мухаммеда, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира.
50.

Резные изысканные капители колонн - подлинное сокровище Айя-Софии.
52.

На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, созданы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры.
57.

Взгляд лихорадочно и отовсюду непрерывно "выхватывает" удивительные и изысканные архитектурные детали Айя-Софии.
58.

Сейчас мы зайдем в правый неф.
74.

Здесь можно легко увидеть еще пару порфировых колонн из римского Храма Солнца.

Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке - ее память празднуется 15 мая. Софии - премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе - главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой . Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих. Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было. Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса - зеленый мрамор, из Ясоса - красный, из Фригии - розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное - жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней - мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина - 81 метр, ширина - 72 метра, высота - 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса - изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части - нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур - Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева - Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд - это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.