Татарстан подравняли с остальной Россией: Минниханов теперь не президент. Сигнал от Путина: что оставят Татарстану по истечении договора с Россией Переименование президента татарстана последнее

Новый виток в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным может начаться в Татарстане после выборов президента России в марте этого года, считают эксперты. К настоящему моменту эта республика остается единственным регионом, в котором уже третий год власти продолжают нарушать федеральный закон, сохраняя название высшего должностного лица «президент».

Напомним, что еще в 2010 году был принят федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», который запрещает высшим руководителям органов исполнительной власти регионов называться президентами. Согласно этому закону в течение пяти лет во всех национальных республиках должно было пройти переименование должности первых лиц. Требование выполнили все, кроме Татарстана. Сначала руководству этой республики удалось пролоббировать себе отсрочку на год, которую без видимых оснований поддержали депутаты Госдумы, а осенью 2015 года были проведены выборы президента Татарстана, где на пост был переизбран Рустам Минниханов. После этого в Казани начали заявлять, что эти выборы следует трактовать «как референдум за сохранение должности президента Татарстана».

Москва никак не отреагировала на демонстративное нарушение федерального закона. В итоге в России сегодня два государственных чиновника являются президентами.

К вопросу еще раз вернулись в 2017 году, когда истек срок действия договора о разграничении полномочий между федеральным центром и Казанью. Несмотря на попытки пролонгировать этот договор, Москва на это не пошла. Возможно, чтобы «подсластить пилюлю», в Кремле негласно разрешили «сохранить президента» до окончания срока правления Рустама Минниханова - до 2020 года. Впрочем, все эти договоренности никак не закреплены юридически.

На этом фоне новостью стал ответ прокуратуры Татарстана депутату городского совета Набережных Челнов Сергею Яковлеву , который ранее обратился в Генпрокуратуру РФ с просьбой привести конституцию региона в соответствие с федеральным законодательством, в частности, упразднить должность президента. В ответе из прокуратуры республики, куда по инстанции спустили письмо Яковлева, сообщалось, что создана рабочая группа по изменению конституции Татарстана путем разработки закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан». Этот факт вызвал переполох в парламенте Татарстана, где , что ни о какой рабочей группе им неизвестно и вносить изменения в Конституцию Татарстана никто не собирается.

В этой связи свои мнения высказали политические эксперты.

Политолог Аббас Галлямов считает, что надежды Казани по поводу сохранения «президента Татарстана» до 2020 года могут оказаться иллюзорными: «В принципе, федеральный центр может добиться переименования должности в любой момент». По его словам, «как только Кремль решит, что ему надо продемонстрировать окончательную „победу над сепаратизмом“, Татарстан тут же исправит свою Конституцию».

Схожей позиции придерживается и казанский политолог Глеб Прожилов , который напоминает, что в постсоветский период федеративные отношения в России между центром и субъектами федерации всегда имели характер торга. «Так, слабость Москвы в 1990-е годы позволила развернуться „параду суверенитетов“, угрозе единому экономическому и правовому пространству, - отмечает эксперт. - Спасала практика двусторонних договоров между федеральным центром и субъектами федерации, способствовавшая выстраиванию общей политики в рамках системы в целом». По словам Прожилова, «ослабление же регионов в результате кризиса 1998 года и усиление силовиков с приходом на ведущие места во властной иерархии команды Путина запустило процессы крепкой централизации». «За эти годы выстроена столь жесткая вертикаль власти и концентрация силовых ресурсов в центре, что у регионов не осталось, пожалуй, ни одного аргумента для спора, тем более уж для шантажа Москвы, как это было раньше», - считает политолог. В итоге эксперт делает вывод: «Ситуация с решением языкового вопроса путем диктата со стороны федерального центра говорит о смертном приговоре региональной самостоятельности. Ну, а последние проблемы команды Минниханова в экономической сфере позволяют центру проводить подобную политику без всяких переговоров». «Таким образом, вопрос о всяческих наименованиях должностей решается, похоже, в одностороннем порядке. И мнение субъекта, лишённого ресурсов для полноценного противостояния, учитываться не будет», - полагает Прожилов.

Лидер общественного движения «Тигры Родины» (молодежное крыло партии «Родина»), депутат Раменского районного совета Московской области Владимир Лактюшин высказал предположение, что этнократия все же может попытаться использовать предстоящие президентские выборы для политического торга с Москвой. «Не попытаются ли элиты Татарстана превратить голосование 18 марта в торг на предмет „высокая явка и максимум голосов за нужного кандидата в обмен на максимум полномочий в своей республике“, что отлично им удавалось начиная с 1996 года? Летом 2017 года, как раз во время кампании по поводу пролонгации договора и заявлений президента Владимира Путина о недопустимости насильного преподавания национальных языков, в топовых татарстанских СМИ активно продвигали высказывания разного рода „экспертов“ о том, что подобные действия Москвы могут вызвать недовольство и привести к заметным ухудшениям результата Путина в республике на выборах 18 марта 2018 года», - напоминает эксперт.

В этой связи Лактюшин, вероятно, намекает на журналиста Максима Шевченко , которого власти Татарстана используют как одного из медийных лоббистов своих интересов. По мнению Лактюшина, некоторые из этих «экспертов» теперь стали доверенными лицами Павла Грудинина или просто выступают в его поддержку, внося в его кампанию рассуждения о необходимости борьбы с имперскими тенденциями и требования «истинного федерализма», который в том числе подразумевает сохранение в Татарстане принудиловки с татарским языком.

Однако все же подобный сценарий политического торга Казани с Москвой маловероятен, полагает политик: «Надо понимать, что федеральный центр на шантаж „Не пойдете навстречу - можем записать 20−30% голосов Грудинину“ не пойдет. Кажется, это понимают и в Казанском кремле, свидетельство чему недавнее заявление Минниханова о необходимости забыть все обиды, идя на выборы 18 марта».

По словам Лактюшина, «даже отсутствие такого торга со стороны Казани не подразумевает, что „хорошее поведение“ освободит республику от отмены поста президента. Высокий процент голосов за Путина в Татарстане как раз и будет дополнительным инструментом легитимизации такого решения федерального центра».

Вряд ли федеральный центр начнет форсировать процесс, полагает кандидат политических наук из Уфы Евгений Беляев : «До 2020 года все-таки уже осталось не так много времени, и начало работы Конституционной комиссии - это скорее подготовка к этим изменениям. Курс на сосредоточение властных рычагов в федеральном центре очевиден, но он проводится поэтапно и без форсирования процесса».

Одним из аргументов, на который уповают сторонники сохранения «президента Татарстана», является активная международная деятельность Рустама Минниханова, часто выезжающего за рубеж для заключения договоров о сотрудничестве. «Для имиджа» Минниханову выгоднее встречаться с каким-нибудь арабским эмиром не в качестве «главы Татарстана», а в качестве «президента», говорят они. Однако и глава Чечни Рамзан Кадыров , и глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров также совершают зарубежные поездки, нередко по тем же странам Ближнего Востока, куда часто наведывается Минниханов. И Кадырова, и Евкурова встречают там на столь же высоком уровне, хотя на их визитках не написано «президент».

Таким образом понятно, что сохранение должности президента в Татарстане необходимо местной этнократии исключительно из национального тщеславия. Если Минниханов станет называться главой Татарстана, это никак не скажется на социально-экономической ситуации в республике. Точно так же, как ничего не изменилось после того, как перестал действовать договор о разграничении полномочий между Москвой и Казанью. С другой стороны, это будет свидетельством, что Россия - федеративное государство с единым правовым пространством, а не лоскутное одеяло.

Айдар Мубаракзянов

За попытку пересмотреть межбюджетные взаимоотношения с федеральным центром республика лишится «президента»

Чем ближе 24 июля, тем больше бушуют страсти вокруг будущего статуса Татарстана в составе России. В этот день закончит действовать Договор об особом статусе Республики в составе Федерации. Во вторник депутаты Госсовета Татарстана даже обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой создать комиссию по правовым вопросам, которая должна разработать новое соглашение о разграничениях прав между Казанью и Москвой. Но Кремль .

Договор вступил в силу в 2007 году и должен был действовать 10 лет, и о его продлении в документе не сказано ни слова. Таким образом неожиданностью было бы заключение нового соглашения, а не его отмена в связи с истечением оговоренного срока.

Тем не менее, с 24 июля татары могут лишиться республиканского вкладыша в паспорте гражданина России, а правящая элита Татарстана будет формироваться без учета знания татарского языка и утратит право на совместное решение с Москвой важных для Казани вопросов экономики, экологии и культуры. Данная перспектива не радует местные элиты, особенно так называемую «старую гвардию» во главе с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиева. Свою позицию они оправдывают тем, что договор укрепляет принципы российского федерализма. Если же он не будет продлен, данная проблема будет поднята во время Всемирного конгресса татар, в котором примут участие представители диаспоры из 40 стран мира, утверждает глава исполкома мероприятия Ринат Закиров.

Еще больше ситуацию накаляет первая статья Конституции Татарстана, в которой сказано, что республика является демократическим государством, объединенным с Россией тем самым договором, действие которого сейчас заканчивается... Пересмотреть этот пункт Основного республиканского закона можно только на всенародном референдуме, но каким будет его исход с учетом того, что 53% жителей республики этнические татары, предсказать будет сложно.

Впрочем, насколько далеко готовы зайти представители республики, неизвестно. В своем обращении к Путину, татарстанские депутаты просят хотя бы сохранить за руководителем их республики статус «президента», а не безликого «главы», как это предписано федеральным законом.

Напомним, особое положение Казани впервые было закреплено в 1994 году, когда был подписан Договор о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ. Тогда Казань получили право на собственное законодательство, налоги и даже гражданство. Однако с началом правления Путина в России началось укрепление знаменитой «вертикали власти». В ее рамках полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, а ныне глава администрации президента, разработал договор, который серьезно ограничил татарскую государственность, но не ликвидировал ее полностью. Теперь же источники в Кремле утверждают, что пришло время оставить особый статус Казани в прошлом.

«МК» выяснил у экспертов, почему Кремль игнорирует запросы Татарстана, и что теперь ожидает «особую» республику:

Александр КЫНЕВ, эксперт Фонда гражданских инициатив:

Нынешнее решение Кремля стало результатом его болезненного отношения к усилению региональных элит, которое стало возможным в результате уничтожения оппозиции на местах. Фактически система сдержек и противовесов оказалась нарушенной. Чтобы компенсировать их мощь, федеральный центр начал возбуждать уголовные дела против губернаторов или членов их команды. Видимо, в руководстве страны поняли, что перегнули палку и в случае с Татарстаном решили зайти с другого конца. Впрочем, думаю, что правящая элита республики все же сможет отстоять некоторые привилегии. В том числе, у них может получиться отстоять право называть главу Татарстана президентом.

Дмитрий ОРЛОВ, глава «Агентства политических и экономических коммуникаций»:

Позиция федерального центра по поводу договора с Казанью совершенно ясна: с высокой степенью вероятности нового соглашения не будет. Сегодня для этого нет никаких объективных причин и оснований. У некоторой части татарской элиты остаются какие-то иллюзии, но все они в скором времени будут преодолены.

С одной стороны, это решение вызревало давно и было связано с общей логикой унификации правового пространства России. В конце концов, Татарстан оставался единственным субъектом федерации, обладавшим особым статусом. С другой - в 2016 году президент республики Рустам Минниханов позволил себе открытый бунт, связанный с системой распределения налогов между федеральным и татарстанским бюджетами. Фактически, он бросил федеральному центру вызов и столкнулся с жесткой реакцией премьер-министра Медведева. Не удивительно, что нынешние обращения Казани к Москве остаются без ответа.

Более того, решение руководства Татарстана действовать в публичной сфере выглядит странным. Логичнее было бы вести переговорный процесс не публично, тем более, что у них есть возможность влиять и на межбюджетные отношения, и на обсуждение других вопросов. Теперь же руководителю Татарстана предстоит поменять звание с «президента» на «главу» республики. Не думаю, что в таком формате Казани удастся выторговать для себя хотя бы какие-то преференции. С нею будут подписаны все те же документы, что и остальными субъектами федерации.

Ходят упорные слухи, что главе Татарстана Рустаму Минниханову недолго осталось занимать высокое кресло в республике. Предполагают, что путь к его отставке может пролегать через пост федерального вице-премьера.

Если верить слухам, возможно, Рустаму Минниханову сидеть в кресле президента республики Татарстан осталось считанное количество месяцев. Об этом со ссылкой на источники сообщает корреспондент The Moscow Post.

Инсайдеры предполагают, что напрямую Москва Рустама Нургалиевича в отставку «сливать» не будет, а пойдет по «яковлевскому сценарию». В этом случае, по их мнению, Минниханов уже в мае следующего года может на пару лет «переехать» на должность вице-премьера правительства РФ, а затем может быть оправлен в почетную отставку. В лучшем случае - на какие-нибудь «декоративные» должности.

Отметим, что глава Татарстана - единственный из своих коллег-руководителей российских субъектов до сих пор сохранил должность президента. В начале августа в Казани состоялся съезд Всемирного конгресса татар (ВКС). В резолюции съезда был сделан акцент на положительной роли действовавшего до недавнего времени договора о разграничении полномочий между федеральным руководством страны и властями Республики Татарстан.

Договор был заключен десять лет назад. По сути, все это время Татарстан оставался неким государством в государстве. Но 11 августа срок действия документа истек. И продлевать его действие Москва не спешит. Несмотря даже на то, что еще раньше Госсовет Татарстана обратился к Президенту России Владимиру Путину с просьбой продлить действие договора.

Однако, по доносящимся из Кремля слухам, нежелание продлевать договорные отношения с РТ могут выть вызваны неким недопониманием между Москвой и Казанью. Тем более, что эти слухи косвенно подтверждает комментарий первого замглавы Администрации Президента РФ Сергея Кириенко. Он в конце прошлой недели напомнил, что «сейчас не по договорному типу строится государственность». И на вопрос о возможном конфликте на почве непродления договора добавил, что «не нужно возвращаться, дергать эту тему».

Сергей Кириенко «все сказал»?

Некоторые слухачи считают, что «развязка» этой ситуации может наступить в виде кадровой «чистки» в рядах руководства Татарстана. И первым в этой очереди может оказаться Рустам Нургалиевич Минниханов.

Дело в том, что во властных кулуарах стали поговаривать: президент Татарстана не просто наделал много ошибок, он якобы слегка «оторвался от реальности», что могло привести не только к разрыву контакта с республиканскими элитами, но и к потере доверия населения РТ.

И не в последнюю очередь, такому результату господин Минниханов обязан тому, как руководство республики показало себя во время разразившегося локального банковского кризиса.

Некоторые эксперты не под запись высказывают мнение, что Минниханов и его команда фактически «киданули» клиентов и вкладчиков рухнувшего «Татфондбанка».

«Проехать» не удастся?

Несколько дней назад Агентство по страхованию вкладов озвучило, что «Татфондбанк» задолжал кредиторам без малого 135 млрд рублей! При этом исковых требований к банку уже предъявлено на 538 млрд рублей.

Третье марта этого года, наверное, можно считать официальной датой начала в Татарстане банковского кризиса, когда ЦБ отозвал сразу у двух основных банков республики лицензии - «Татфондбанка» и «Интехбанка». Примечательно, что Минземимущества Татарстана было крупнейшим акционером первого банка и владело пакетом свыше 10% акций - во втором.

Тем не менее, когда профильные регулирующие органы завели речь о санации ТФБ, а также о финансовом участии в этом нелегком деле акционера с виде правительства Татарстана, власти республики сослались на бюджетное правило, которое запрещает наращивать госдолг.

Неотвеченный вопрос, который, судя по всему, до сих пор продолжает подогревать недовольство жителей республики: как же это крупнейший акционер в виде местных властей мог «проморгать» то, что творится в «Татфондбанке»? Из банка миллиардами расхищались средства! По последним данным, приведенным Следственным комитетом, сумма хищений по делу экс-главы ТФБ Роберта Мусина превышает 35,5 млрд рублей.

А ведь еще до недавнего времени бывший премьер-министр Татарстана, второе после Рустама Минниханова лицо в республике - Ильдар Халиков - возглавлял совет директоров Татфондбанка.

Могли ли Халиков и Минниханов действительно быть настолько не в курсе, что происходит в ТФБ? Или же, как поговаривают злые языки, принимали активнейшее участие в «распиле» денег?

И какую же ответственность понес уважаемый Халиков как фактический представитель крупнейшего акционера и один из управленцев банка? Да, особо, выходит, что никакую. Да, он лишился должность премьера, однако его уже усадили в новое кресло - гендиректора УК «Татэнерго», единственный собственник которой - «Связьинвестнефтехим», на 100% принадлежащий… республике Татарстан.

То есть господина Халикова, если говорить словами его завистников, от «кормушки», получается, и не отгоняли. Злые языки сплетничают, что более демонстративно свое отношение к пострадавшим вкладчикам «Татфондбанка» руководство республики выразить не могло.

Кто на новенького?

После того, как сразу два татарстанских банка, в открытых источниках появились слухи, что следующим может быть банк «Ак Барс», «наученные горьким опытом» жители республики ответили на это очередями к банкоматам и в отделениях банка. ответственные лица предпочли называть слухи информационной атакой. А Минниханов вообще заявил, что «атака» велась из-за границы.

Вряд ли от внимания опасающихся за сохранность своих средств клиентов «Ак Барса» ускользнул тот факт, что экс-глава «Татфондбанка» Роберт Мусин, ныне - фигурант громкого уголовного дела, продолжительное время руководил также и «Ак Барсом».

В марте на просьбу лично поручиться за то, что «Ак Барс» не постигнет судьба «Татфондбанка» и «Интехбанка», Рустам Минниханов всего лишь «заверил, что каких-либо опасений по «Ак Барс» банку быть не может». Но волшебной фразы «я ручаюсь» все же не произнес…

А ведь что потом в «случае чего» помешает Рустаму Нургалиевичу также, как и о «Татфондбанке» в свое время, сказать, мол, руководство республики «жило иллюзиями, что проблема рассосется»? Рассосется проблема, которая успела «засосать» 135 млрд рублей? И это, похоже, все, что может сказать по данному вопросу ответственное лицо…

И вот теперь начинает казаться, что «иллюзиями» как раз жили бывшие клиенты рухнувших банков, которые доверяли свои деньги ТФБ и «Интехбанку» именно потому, что одним из акционеров являлось правительство республики…

А ведь серьезно были задеты интересы не только «рядовых» жителей республики, но и бизнеса. Например, ввод в строй завода синтетических моющих средств откладывается из-за отказал ТФБ, как одного из инвесторов, предоставить 500 млн рублей. В итоге, как пишет РБК, предприятие, вынужденное платить проценты по ранее взятым кредитам, каждый месяц теряет по 43 млн рублей.

Но, как поговаривают, недовольство господин Минниханов вызывает не только в «банковском» вопросе. Слухачи шепчутся, что Рустам Нургалиевич якобы уже не считает нужным как-то стесняться якобы присущей ему любви к роскоши, а также успел чуть ли не демонстративно считаться с мнением жителей республики по самым «больным» вопросам, в частности, долевому строительству и экологии.

На фоне всего происходящего в республике начинает казаться, что недовольство, идущее «снизу», уже обгоняет недовольство федерального центра. И в случае, если Москва пример решение без резких движений «слить» господин Минниханова, возможно, в республике Татарстан будет настоящий праздник.

В Кремле не намерены создавать правовую комиссию в связи с истечением договора о разграничении полномочий с Татарстаном, рассказали источники РБК. Об этом президента России ранее просили депутаты республиканского Госсовета

Казанский Кремль (Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Комиссии не будет

В пятницу, 11 августа, истек срок действия договора о разграничении полномочий между Россией и Татарстаном. Документ вступил в силу 11 августа 2007 года, срок его действия составлял десять лет. В Кремле не будут продлевать действие документа, равно как и заключать новый, ранее источники РБК. Позиция федерального центра с тех пор осталась неизменной, заявили РБК федеральный чиновник и собеседник, близкий к Кремлю.

Федеральный центр также не намерен создавать комиссию по правовым вопросам в связи с истечением договора, сообщили эти же источники РБК. В такой комиссии нет необходимости — имеющиеся правовые коллизии касаются Конституции Татарстана и республика в состоянии решить их сама, говорит федеральный чиновник РБК. Создание комиссии — технический вопрос, все необходимые изменения можно внести в рамках уже существующих институтов, поэтому незачем создавать еще один, добавил близкий к Кремлю собеседник РБК.

С просьбой создать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам президента Владимира Путина попросили депутаты Госсовета Татарстана в обращении 11 июля. Ее необходимость обосновывалась тем, что в связи с истечением договора о разграничении полномочий «возникают определенные проблемы реализации» ряда норм республиканской Конституции.

Речь идет о первой статье Конституции Татарстана, в которой говорится, что отношения между республикой и Россией строятся в том числе на основании договора о разграничении полномочий. Эта статья «не может меняться парламентом, а только на референдуме», сказал РБК председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. «Это и есть правовая сторона вопроса, и она требует спокойного, уважительного и доверительного обсуждения между федеральным центром и субъектом», — добавил он.

Если же вынести вопрос на референдум, то очевидно, что большинство жителей республики проголосуют против изменения этой статьи, сказал близкий к руководству республики источник РБК.

«Мы хотели бы, чтобы федеральный центр определился с представителями, которые бы прибыли в Казань, или мы готовы направить своих представителей в Москву», — заявил Мухаметшин. По его словам, он надеется, что после возвращения «ведущих юристов администрации президента из отпусков» такие консультации действительно начнутся.

Еще один собеседник, близкий к руководству республики, уточняет, что затягивание с началом консультаций республиканскими властям объяснили отпуском помощника президента — начальника государственно-правового управления Кремля Ларисы Брычевой.

В 1994 году Татарстан стал первым регионом, с которым был заключен договор о разграничении полномочий, и до сегодняшнего дня оставался последним субъектом, у которого такой договор был. В первом документе республика получала экономические преференции, например право взимать собственные налоги, создать свой Национальный банк, решать вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, которые, согласно договору, являлись «исключительным достоянием и собственностью народа Татарстана». В договоре от 2007 года экономических преференций уже не было. Властям республики было предоставлено право выдавать паспорта с вкладышем «на государственном языке Республики Татарстан (татарском) и с изображением государственного герба Республики Татарстан». При этом в п. 1 ст. 2 документа говорится, что в соответствии с Конституцией России и Конституцией Республики «Татарстан (государство) — субъект Российской Федерации — обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения» и полномочий России «по предметам совместного ведения».

Оставят президента​

Федеральный центр может пойти навстречу республиканским властям в другом вопросе — сохранении должности «президент» для руководителя Татарстана. С просьбой «поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица» в июле выступил Госсовет республики.

Однако наименование «президент» может сохраниться только до окончания срока полномочий главы республики Рустама Минниханова. «Пост президента сохранится до следующих выборов [руководителя Татарстана], так как граждане выбирали именно президента», — сказал РБК источник в Кремле. Полномочия Минниханова истекают в 2020 году.


Рустам Минниханов (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

О готовности федерального центра сохранить нынешнее наименование руководителя республики ранее сообщал «Коммерсантъ».

Татарстан — единственная республика, где сохранилась должность «президент». Согласно закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», наименование «президент» национальные республики должны были упразднить к 2015 году. Позже действие закона продлили до 1 января 2016-го — специально для Татарстана, который так и не переименовал президента в главу. Однако, и после того как действие закона продлили, изменений не произошло.

«Руководство республики должно услышать сигнал, который был дан президентом Путиным. Сигнал совершенно однозначный — о том, что все субъекты должны следовать закону», — заявил РБК федеральный чиновник.

На ежегодной пресс-конференции в декабре 2015 года глава государства , что «даже Чечня сказала: нет, у нас в стране должен быть один президент, а мы сделаем по-другому в отношении первого лица». Однако при этом Путин добавил, что «мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана». «Поэтому вы там сами решайте, ладно?» — предложил он.

Подарок Шаймиеву

Сам по себе договор о разграничении полномочий не являлся сколько-нибудь значимой проблемой и носил символический характер — Татарстан продолжал фиксировать свою особость, и это проецировалось в том числе на руководителя республики, говорит политолог Виталий Иванов. Нынешний договор был по сути подарком президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву на его 70-летие, которое он отмечал в 2007 году, продолжает эксперт. «Таким образом, Шаймиеву и дальше позволили считать, что он особый. Но к Минниханову другое отношение. Он не Шаймиев. При всех нюансах — это обычный путинский губернатор», — констатирует эксперт.

Что касается возможности сохранения должности «президент» до истечения сроков полномочий Минниханова, то, по словам Иванова, этот вопрос был решен еще в 2016 году, когда Татарстан не стал менять название руководителя республики. «Сейчас этот вопрос в срочном порядке вытаскивают наверх, чтобы дать возможность Минниханову сохранить лицо», — уверен эксперт.

В 1994 году, когда принимался первый договор о разграничении полномочий, ситуация в стране была совершенно иной — документ сыграл роль стабилизатора в отношениях между федеральным центром и республикой, в нем также были прописаны экономические преференции, указал завкафедрой конфликтологии Казанского федерального университета Андрей Большаков. В нынешнем договоре экономических преференций не содержалось, но там были прописаны политические вещи, которые важны для татарской элиты. «Говорилось, что у республики есть президент, который должен владеть двумя языками. Для двуязычного Татарстана это очень важно», — пояснил эксперт. Но федеральный центр окреп и теперь не собирается строить отношения на договорной основе, резюмировал он.

Возникшие правовые вопросы, касающиеся первой статьи Конституции Татарстана, скорее всего, будут решены в результате переговоров, а не референдума. «Руководство Татарстана не заинтересовано в референдуме и постарается договориться о консультациях. Но, по моему мнению, участвовать в них будут эксперты-юристы, а не высокопоставленные лица», — уверен Большаков.

Однако если бы федеральный центр пролонгировал договор, то ничего страшного не произошло бы. «Политически это (пролонгация документа) было возможно. Татары — второй по численности народ в России, и какие-то моменты соглашения могли бы присутствовать», — считает эксперт.​

В Госсовете Татарстана создана рабочая группа, которая займется корректировкой региональной конституции. Группа подготовит предложения по переименованию должности президента республики. От этого поста Татарстан по федеральному закону должен был отказаться к 2016 году. Источник “Ъ” в Госсовете говорит, что «вопрос президентства» в парламенте пока не рассматривался. Эксперты считают, что работа по изменению конституции «активизируется», если на этом настоит федеральный центр.


О создании рабочей группы по разработке закона «О Конституционной комиссии Республики Татарстан» региональная прокуратура сообщила в письме депутату горсовета Набережных Челнов Сергею Яковлеву. В конце 2017 года он просил генпрокурора Юрия Чайку обязать власти Татарстана привести конституцию региона в соответствие с федеральным законодательством, «устранив дальнейшее применение названия главы региона “президент”». В ответе надзорного органа сказано, что наименование «президент» установлено конституцией республики. Прокуратура направила спикеру Госсовета Фариду Мухаметшину информацию «о необходимости принятия мер по приведению» ее норм в соответствие с федеральным законодательством. В прокуратуре отмечают, что такая работа «парламентом проводится». Рабочая группа создана для «обеспечения комплексного подхода к корректировке конституции».

Вице-спикер парламента Юрий Камалтынов сказал “Ъ”, что «такая группа давно создана». Замглавы комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов сообщил, что ничего не знает о рабочей группе: «Если она и есть, то я в ней не состою. Есть выражение: не чешите там, где не чешется. Вот я и не чешу, где не чешется». «Я ничего не знаю о такой группе. Нас туда не приглашали»,- сказал “Ъ” член фракции КПРФ Артем Прокофьев.

Вместе с тем источник “Ъ”, близкий к руководству Госсовета, говорит, что «никакой конституционной комиссии нет», а есть «рабочая группа по мониторингу федерального и республиканского законодательства». «Вопрос по президентству еще не рассматривался. У нас есть время до 2020 года. Придет время, мы обязательно рассмотрим этот вопрос»,- сказал собеседник “Ъ”. Ранее источник “Ъ” в администрации президента говорил, что вопрос о наименовании главы Татарстана отложен до истечения срока полномочий Рустама Минниханова (2020). Татарстан - единственный субъект РФ, который сохранил должность президента. Федеральным законом был установлен срок на изменение региональных конституций до 2015 года. Однако потом Владимир Путин подписал поправки к закону, согласно которым срок переименования должности главы Татарстана продлен до 2016 года, поскольку у республики есть договор о разграничении полномочий с федеральным центром (прекратил свое действие летом 2017 года). Но республика не стала вносить изменения в конституцию.

«Слово “президент” не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет. Людям нравится название высшего должностного лица нашей республики»,- говорил экс-президент республики Минтимер Шаймиев. Господин Мухаметшин отмечал, что закон, который обязал регионы к переименованию, принят «с превышением полномочий Госдумы». Название «президент» нравится Рустаму Минниханову, но, «поскольку принят федеральный закон, этот вопрос надо решать», отмечал он.

Политолог Сергей Сергеев считает, что рабочая группа Госсовета может быть создана из «тактических соображений»: «Вопрос переименования должности президента идет вразрез с политикой властей республики. О ее работе может никто не знать, но в любой момент она может активизироваться». По его словам, если «политическая ситуация будет ужесточаться», то поправить конституцию могут и раньше 2020 года.

Кирилл Антонов, Казань