Буряты — древнейший народ Байкала. Кто такие буряты россии Откуда взялись буряты

Проблема происхождения имени бурят является одной из наиболее давних в бурятоведении. В статье представлены результаты новейших исследований, полученных на основе выявления и изучения большого количества новых источников и пересмотра сложившихся подходов к раскрытию этимологии этнонимов.

Происхождение этнического названия бурят

Знакомство с этнической историей народов убеждает в том, что наиболее точное представление о происхождении этноса может дать расшифровка его самоназвания, в котором в концентрированном виде заключена информация об истории его носителей. Сказанное в полной мере относятся и к этнонимубурят .

С давних пор степные монголы племена, обитавшие в лесной зоне, называлилесными . «Некоторым из монгольских племен, у которых юрт был около леса, дали имя хойин иргэн, т. е. лесное племя», - сообщает «Сборник летописей» (Рашид ад-Дин, 1952: 85). В связи с тем, что лесных племен в Монголии и на соседних территориях было много, то степные монголы наиболее крупным и заметным из них давали свои имена. Так, очевидно, возникло названиебаргут , относившееся к одному из основных племен Забайкалья и означавшее «жители Барги», т. е. Баргуджин-Токума. В свою очередь, Барга имеет значение «глухой, лесистый, малоосвоенный уголок или край» (Бертагаев, 1958: 173–174).

В некоторых случаях данное правило распространялось на отдельные, несколько обособленно расположенные группы племен, компактно обитавшие на одной территории. Одну из таких групп составляли племена западнее Байкала, у которых имелись общие этногенетические мифы, были сильны охотничьи традиции с навыками ведения полукочевого скотоводства и земледелия, существовала своеобразная, отличная от чистых кочевников, материальная и духовная культура. Эти племена степные монголы, а вслед за ними и другие народы могли называть одним общим именембураад , которое состоит из основыбураа и суффикса множественности–д. В монгольском языкебураа имеет значения «густая роща», «лесная чаща», «густой лесок», «растущий кучами или полосами на горах или в степи лес» (Монгольско-русский словарь, 1894: 262; Монгол хэлний … , 1966: 108). Любое из них приложимо к Предбайкалью. Поэтому слово бураад (в русском написаниибурат ), в широком смысле означающее «люди леса», точно соответствует понятию «лесные племена» или «лесные народы», которым степные монголы называли население южной и средней полосы Сибири, включая Баргуджин-Токум.

Существование праформыбурат доказывается целым рядом источников. Самый ранний датируется XVI в., это узбекский памятник «Маджму ат-таварих». В нем указано, что в этническом составе узбеков имеется род по названиюбурат (Султанов, 1977: 165). По данным голландского ученого Н. Витсена, ойратского правителя Баатара Увш Тумэна, главы русского посольства в Китай, уроженца Голштинии Избранта Идеса, дипломата англичанина Джона Белла, автора анонимного труда «Наиновейшее государство Сибирь», изданного в Нюрнберге в 1725 г., коренное население западнее Байкала в середине и в конце XVII в. называлосьBurat (Witsen, 1785: 103, 606, 658, 682; Баатар увш … , 2006: 34, 65; Ides … , 1706: 32–33; Bell, 1763: 245, 248, 254; Der allerneuеste … , 1725: 175–179).

Участник Первой Академической экспедиции по Сибири Я. И. Линденау, в начале 40-х гг. XVIII в. побывавший в Якутске, установил, что «якуты называют братских... - Burat» (Линденау, 1983: 23). Услышанное от якутов подтвердилось в 1745 и 1746 гг. Уже в Предбайкалье во время поездок из Качуга к Байкалу и по некоторым другим местам Я. И. Линденау услышал от самихбратских , что их имяBurat (Российский гос. архив древних актов - РГАДА: Ф. 199. Ед.хр. 511, ч. 1. Д. 6. Л.1-2 об., 15 об., 19-20 об.; Ед.хр. 511, ч. 1. Д. 7. Л.17 об., 21-24; Ед.хр. 511, ч. 1. Д. 8. Л.10).

С сообщением Я. И. Линденау перекликается труд В. М. Бакунина «Описание калмыцких народов» (1761). Автор пишет, что в XVI в. одна часть калмыков называлась баргу-бурат. Сейчас бураты, являясь подданными Российской империи, живут в Иркутской провинции. На своем языке они называют себябурат , а россияне их -братскими калмыками (Бакунин, 1995: 20, 21).

В сочинениях некоторых западноевропейских авторов имябурат записано несколько иначе. Французский иезуит Жербильон долго жил в Пекине и в конце XVII в. совершил ряд поездок по Халхе. В своих дорожных записях он отметил, что монголы живущий около Байкала народ зовутBrattes (Du Halde, 1736: 67).

Советский ученый Б. О. Долгих в противовес всем имеющимся данным считал, что предки бурят, лишь войдя в состав России, получили общее название, которого у них раньше не было. Он полагал, что русские вначале объединили их именембраты илибратские люди , а затем -буряты , которое стало вытеснять старые племенные названия (Долгих, 1953: 62). Но откуда русские могли взять имябраты илибратские люди ? Могли ли они сами назвать отнюдь не миролюбиво встретивших их коренных жителей Предбайкальябратами ? Разумеется, нет. Поэтому понятно, что речь идет о наименовании, бытовавшем среди самого населения еще задолго до прихода русских. Таковым могло быть только имябурат , которое русские, подобно Жербильону, воспринимали на слух и записывали какбрат(ы) .

В дополнение к письменным источникам надо указать, что в настоящее время монголы Внутренней Монголии, ойраты Куку-нора и Синьцзяна КНР, население западных и восточных (Сухэ-Баторский, Восточный) аймаков Халхи, казахи и киргизы по-прежнему именуют бурят их старым именембурат .

Вначале словобурат было прозвищем, полученным от степных монголов. Позже оно наполнилось этническим содержанием и превратилось в самоназвание, ставшим общим наименованием предбайкальских племен. В закреплении словабурат в качестве этнонима важную роль сыграло формирование племенного объединения на западной стороне Байкала, которое в социально-политическом плане, если судить по этническому составу, наличию общего вождя в лице булагатского князца Чекодея (Дополнения к актам историческим … , 1848: 21) и той роли, для которой оно было создано (для военного грабежа кыштымных племен), совпадало с вождеством.

Ориентиром для хотя бы приблизительного определения времени образования племенного объединения бурат служат сочинение «Маджму ат-таварих» и труд В. М. Бакунина. Они показывают, что если в XVI в. вошедшие в состав узбеков и ойратов небольшие группы буратов уже имели это имя, то тогда племенное объединение, из состава которого они выделились, могло возникнуть во второй половине XV в. или на рубеже XV–XVI вв.

По архивным документам, до и после прихода русских объединение бурат было реально существовавшей этнической общностью в Предбайкалье. Бураты взимали дань не только со своих ближайших кыштымов, но и совершали эпизодические военные экспедиции в бассейн Среднего Енисея и Кана с целью сбора дани с обитавших там аринов, ассанов, коттов и других племен. Об этом же говорят события, связанные с приходом в буратскую землю русских и оказанным им сопротивлением со стороны коренного населения в ответ на произвол, погромы и разорение улусов. Участие в верхоленском и ангарском восстаниях середины 40-начала 50-х гг. буратов всего Предбайкалья, выработка ими планов совместных действий, выставление объединенных воинских отрядов числом более 2000 человек (там же: 22) было бы невозможно в случае отсутствия западнее Байкала хорошо организованного объединения племен.

Особо следует остановиться на верхоленском восстании, состоявшемся в 1645 г., в котором приняли участие все четыре основных племени Предбайкалья и Забайкалья: булагат, эхирит, хонгодор, хори. Наиболее примечательно участие в восстании хоринцев. Основная их масса в это время жила в Забайкалье, недавно вернувшись из северо-восточных районов Монголии (время и причины ухода туда хоринцев неизвестны. -Б. З. ). Некоторая же часть хоринцев, перебравшаяся на западную сторону Байкала, где береговая полоса, прилегающая к бассейну Верхней Лены, и остров Ольхон также относились к числу их «породных» земель, не пожелала остаться безучастной к происходившим событиям. Принимая это исключительно важное для понимания периодизации этнической истории Прибайкалья событие, можно сделать вывод, что начальной точкой отсчета формирования собственно бурятской народности следует считать середину XVII в., конкретно - 1645 г.

Названиебурат , данное предбайкальцам их южными соседями-монголами, в неизменном виде сохранялось в отдельных местах почти до середины XVIII в. Но уже в начале этого столетия оно под воздействием языка местного населения подверглось некоторой фонетической перестройке. В итоге в 30-е гг., как удается точно проследить по письменным источникам, у большинства населения по западную сторону Байкала вместо прежнегобураад устойчиво бытовало новое имябурайд (русское написание -бурэт ). Это свидетельствуют, что очень важно, труды участников двух экспедиций Академии наук по Сибири, которые на стыке 30-40-х и 60-70-х гг. XVIII в. работали около Байкала. И. Г. Гмелин, И. Э. Фишер, И. Г. Георги и П. С. Паллас в своих работах отметили, что самоназвание братских -Bur ä tten (Gmelin, 1751: 396, 407, 424; Fischer, 1768: 14, 33; Georgi, 1775: 58, 296–298, 503–505; Pallas, 1776: 95, 177, 244). Точно так же -Bur ä tten - зафиксировал имябратских швейцарец Ренье, который в середине XVIII в. жил в Иркутске и написал о бурэтах обстоятельную статью (Beitrage, 1780: 119–180).

В дальнейшем в Предбайкалье формабурэт изменению не подверглась, что говорит о том, что с ее появлением и закреплением консолидационные процессы в регионе получили завершение. В начале XVIII в. объединительные процессы распространились в Забайкалье. Набрав там полную силу, они ускорили трансформацию племенного объединения бурат, название которой позднее переоформилось вбурэт , в этническую общность более высокого таксономического уровня - народность, занимавшей территорию уже на обоих берегах Байкала. Усилению объединительных тенденций способствовал не прерывавшийся поток мигрантов с запада. Оказавшись по соседству в Забайкалье, представители разных этнических групп, которые прежде были разделены озером, убеждались в своей принадлежности к одному этносу.

Решающим фактором, который оказал прямое и мощное воздействие на интенсификацию консолидационных процессов, явилось объединение частей формировавшейся народности в рамках Российского государства. Установление в 1727 г. русско-китайской границы, что означало окончательное присоединение Предбайкалья и Забайкалья к России, сближение обеих территорий и быстрое разрушение прежней территориально-этнической разобщенности, с неизбежностью привели к тому, что в орбиту объединительных процессов, вслед за хоринцами, вошли многочисленные монгольские роды юга Забайкалья. Как следствие всего этого наименованиебурэт , перейдя в Забайкалье, стало перекрывать местные родоплеменные названия и употребляться в качестве общего имени складывавшейся народности. Вероятно, этим именем первыми, на что указывает частота его использования в источниках, стали себя называть хоринцы. За ними имябурэт переняли монголы. В итоге начиная с 30-х гг. XVIII в. на всей территории Предбайкалья, а затем Забайкалья установилось единое этническое названиебурэт. Это хорошо видно из работы И. Георги, который в начале 70-х гг. о бурэтах (в написании автора - буретты) писал: «Они кочуют в южных, плосковатых, от части низменных и открытых горных местах Иркутского наместничества, начиная почти от Енисея вдоль Монгольской и Китайской границы, при Ангаре и Тунгуске, верхней Лене, около южного берега Байкала, в Даурии, при Селенге, при Аргуне и ее речках» (Георги, 1799: 24).

Вполне естественно, со второй половины XVIII в. этнонимбурэт стал известен соседним народам. Этим именем до сих пор называют бурят якуты, монголы Хулун-Буирского и Хинганского аймаков Внутренней Монголии КНР. В сопредельной Монголии формабурэт находит применение в ее центральных, ближайших к Южному Забайкалью, аймаках: Селенгинском, Центральном (Төв), Убур-Хангайском, Ара-Хангайском.

Опираясь на сообщение И. Георги, вполне можно было бы предположить, что в 70-х гг. XVIII в. в общих чертах сложились контуры новой народности. Однако такое утверждение было бы справедливым в том случае, если бы имябурэт не претерпело последующую эволюцию. По имеющимся данным, в 40-х гг. XVIII в., по всей видимости, у селенгинских монголов под влиянием особенностей их языка названиебурэт стало приобретать общеизвестную ныне формубурят , которая в конечном итоге закрепилась за ними в качестве их самоназвания. В пользу этой гипотезы свидетельствует труд П. С. Палласа, в котором упоминаемое наряду сбурет имябурят и производное от него словобурятский как раз относятся к Забайкалью (Паллас, 1788: 102, 235). Так как в книге жители Предбайкалья неизменно именуютсябуретами , хоринцы- хоринскими буретами или чаще простобуретами , то тогда имябурят в ней, вероятно, употреблено по отношению к забайкальским монголам. Таким образом, можно предположить, что оно возникло первоначально в указанной этнической среде.

Не исключено, что первыми среди монголов стали называть себя бурятами представители самого крупного рода табангут. Они жили в непосредственной близости к Селенгинскому острогу и к тому же составляли тех «мунгальских людей», с которыми из Иркутска и Селенгинска поддерживались постоянные сношения (Залкинд, 1958: 55). Это обстоятельство могло сыграть решающую роль в том, что новое имябурят по официальным каналам получило быструю и широкую известность в стране.

Появлению и закреплению в Забайкалье именибурят вместо прежнегобурэт весьма поспособствовала деятельность правительственных органов России, которые под давлением внешних обстоятельств стали запрещать жившим по Селенге монголам использовать их исконное самоназваниемонгол. Данный запрет действовал довольно долго. В документе, который был составлен в 1789 г. по поручению Иркутского генерал-губернатора надворным советником Францем Лангансом на основании сведений, доставленных непосредственно с мест, отмечалось: «Монголы в российском подданстве находящиеся, в разговорах между собой и братскими называют себя монгол, а когда с россиянами дело имеют, то именуются братскими. Сему причиною объявляют, что будто им монголами называться российскими правительствами давно запрещено: в ревизиях действительно писаны они братскими» (Гос. архив Красноярского края - ГАКК: Ф. 805. Ед. хр. 1. Д. 78. Л. 109).

Правительственный запрет был обусловлен не прекращавшимися претензиями со стороны маньчжурского двора, который требовал возвращения монгольских родов, оказавшихся по Буринскому договору 1727 г. в пределах России, на территорию Монголии. Во избежание такого развития событий государство сочло нужным закрепить забайкальских монголов за Россией путем как можно быстрого укоренения среди них в качестве самоназвания именибурят (Залкинд, 1958: 35). Для этого, с одной стороны, для них был введен запрет на употребление названиямонгол. С другой стороны, что нужно отметить особо, возникшему у них для обозначения самих себя новому именибурят был придан статус официального наименования всей складывавшейся народности. Этим шагом маньчжурским властям было продемонстрировано, что живущие в Забайкалье монголы называютсябурятами. Они являются жителями Российского государства и помышлять об их переселении в Монголию бесперспективно. О том, что имябурят практически с самого своего возникновения функционировало именно в таком ключе, говорит тот факт, что с середины и почти до конца XVIII в. оно встречается исключительно в официальных документах, просветительских работах о Сибири и ее народах, написанных на русском языке представителями образованной части российского общества.

Изменение этнонимабурэт вбурят в языке населения Забайкалья не могло начаться раньше 40-х гг. XVIII в., потому что до этого времени названиябурят , о чем свидетельствуют все источники, попросту не существовало. Предположительно эта трансформация началась в 40-х гг. XVIII в. Ориентиром служит изданное в 1750 г. на русском языке сочинение Г. Ф. Миллера «Описание Сибирского царства», в котором в качестве имени живущего у Байкала населения сплошь использовано новое названиебурят , хотя даже на востоке региона, не говоря уже о его западной части, еще прочно бытовала предшествующая формабурэт. Так как ко времени опубликования работы Г. Ф. Миллера имябурят имелось в перечне официально принятых наименований народов Российской империи, что, конечно же, было известно в Российской Академии наук, то издателям книги не оставалось ничего другого, как его и использовать. В итоге в труде немецкого ученого все население не только Забайкалья, но даже Предбайкалья, где названиябурят никогда не было, получило это имя.

Подобное свободное обращение с именембурят , в результате чего этническая картина в регионе также оказалась представленной в значительно искаженном виде, было допущено в переведенных на русский язык книгах И. Е. Фишера и Д. Белла. Претензии нельзя предъявить издателям труда П. С. Палласа, в котором при ее переводе на русский язык этнические названия оставлены в том виде, в каком они существовали вблизи Байкала, когда там побывал немецкий исследователь. При этом никого не должен смущать тот факт, что из двух именбурэт ибурят последнее встречается в книге крайне редко. Важно то, что в работе упоминаются, как было сказано, имябурят и образованное от него словобурятский , без обращения к которым нельзя было обойтись. Они свидетельствовали о развитии в Забайкалье сложных, перекрестно развивавшихся процессов: с одной стороны, дальнейшего сближения монгольского и хоринского населения, с другой - вхождения монгольских этнических компонентов в состав бурятского народа. Поначалу монголы, даже после того, как оказались отрезанными границей от своих соплеменников в Монголии, в определенных жизненных ситуациях прибегали к своему исконному именимонгол. Но в дальнейшем, по мере осознания нераздельности своей исторической судьбы с судьбой всего населения не только восточной, но и западной стороны Байкала, подобно ему стали сначала называть себябурэт , а потомбурят. Данный факт, подтверждаемый сочинением П. С. Палласа, в котором наряду с именеммонгол упоминаются названиябурэт ибурят , говорит о том, что в начале второй половины XVIII в. быстро развивавшиеся консолидационные процессы значительно сблизили монголов со всем остальным населением Забайкалья и Предбайкалья.

Одним из наиболее ранних, а, может быть, даже самым ранним дошедшим до нас источником, в котором селенгинские монголы называют себябурийад , т. е. бурятами, является памятник их обычного права «1775 он-а намор-ун сэгүл сара-йин 8-а эдүр-а бүгэдэ силэнггэ-йин мэдэгэн-ү хорин хойар отог-ун сайид-нар чуглажу чагажа хаули-йи тогтогожу хигсэн дангсу бичиг энэ амуй» («Книга законов, утвержденных собравшимися сайдами всех 22 родов Селенгинского ведомства в 8-й день последнего осеннего месяца 1775 г.»), составленный, как видно из его заголовка, в 1775 г. (Институт вост. рукописей РАН - ИВР: Н 1). Дата создания документа говорит о том, что в это время процесс сложения народности приблизился к своей заключительной стадии.

Перелом наступил в 80-х гг. XVIII в. В это время тенденция смены названиябурэт формойбурят в среде автохтонного населения Забайкалья, в частности, хоринцев, получила необратимый характер. Об этом свидетельствуют два документа, один из которых датирован 1788 г., другой - 1789 г. Они показывают, что в это время объединительные процессы в Забайкалье в основном получили свое завершение. Первый документ, длинное название которого переводится «Положение о правилах жизни бурятского податного народа, принятое главным атаманом четырех бурятских кавалерийских полков Цэрэн Бадлуевым и вторым тайшой одиннадцати хоринских родов Юмцэрэн Ванчиковым с сановниками», написан, что очень важно, не русскими или их толмачами на русском языке, а представителями коренного населения - селенгинским казачьим атаманом Бадлуевым и хоринским тайшой Ванчиковым - на монгольском языке. В нем содержатся унифицированные положения о брачном праве, выработанные для хоринцев и селенгинцев в связи с участившимися между ними случаями заключения браков (ИВР РАН: MsG84. Л. 5–8). Документ четко показывает, что в конце 80-х гг. XVIII в. обе группы называли себябурятами , что говорит как об углублявшемся процессе их сближения, так и о том, что они осознавали себя частью единого народа, в состав которого входили не только жители Забайкалья, но и Предбайкалья.

О том, что в конце 80-х гг. XVIII в. коренное население Забайкалья называло себябурят , подтверждает второй документ, составленный 12 июня 1789 г. начальником Нерчинских заводов французом Барботом де Марни, который жившее в их окрестностях местное население называетбурятами . Следуя наказу правительства, что при строительстве Петровского завода «посреди бурят в действие должно поступить с осторожностию», он от подчиненных ему людей требовал вежливого обращения с ними. В своих отчетах Барбот де Марни докладывал, что на завод были отправлены люди «лутчие поведением… и что перекочевкам бурят и всему их обращению препятствии не делались…» (Гос. архив Забайкальского края - ГАЗК: Ф. 70. Ед. хр. 2. Д. 2. Л. 50, 201–202).

И, наконец, можно привести еще один источник. Это памятник хоринского обычного права от 1800 г. «Эб хэб тогтогал» («Согласительный устав») по упорядочению торговой деятельности, подписавшиеся под которым представители всех хоринских родов и их главный тайша Дамба-Дугар Ринцино называют себяхоринскими бурятами (Цибиков, 1992: 124). Ценность документа в том, что он четко показывает закрепление сложившейся тенденции. Если на рубеже XVIII–XIX вв. хоринцы твердо называли себябурятами , то это означало, что данное имя бесповоротно функционировало как общее название всего населения Забайкалья.

В источниках на русском языке почти с самого начала XVII в. коренные жители Прибайкалья называютсябратами , что является, как теперь известно, несколько стяженной формой именибурат . Появившееся после него имябурэт в источниках не обнаруживается, что, вероятно, объясняется тем, что русские и это имя записывали ставшим для них привычным словомбраты . Вместе с тем надо полагать, что с конца XVIII в., когда забайкальские монголы и хоринцы окончательно определились с общим для них самоназванием, русские как к ним, так и к населению по западную сторону Байкала, причем не только в деловых документах, научной и научно-просветительской литературе, как ранее, но и в разговорной речи, стали широко использовать имябурят , что привело к массовому вытеснению у них из обихода прежнего названиябраты . На рубеже XVIII–XIX вв. это давно изжившее себя слово в силу отсутствия условий для его функционирования полностью вышло у русских из употребления.

Появление именибурят , пришедшее на смену названиюбурэт , свидетельствовало о том, что в 80-х гг. XVIII в. консолидационные процессы за Байкалом, как ранее в Предбайкалье, в общем получили свое завершение. В масштабе всего региона установившаяся этническая стабильность знаменовала возникновение новой народности, основные признаки которой, присущие данному типу этноса, были налицо. Окончательно закрепилась территориальная общность, интенсивно формировалась общность экономической жизни, языка, культуры и психологического склада. Для межэтнического сближения большое значение имели административные реформы, унифицировавшие местное управление и довершавшие разрушение родоплеменной организации (Залкинд, 1958: 151–164). Но самое главное, у населения как Предбайкалья, так и Забайкалья сформировалось единое этническое самосознание, благодаря которому у него сложилось прочное представление о национальном единстве. При наличии двух несколько различающихся по звучанию этнонимовбурэт ибурят , закрепившихся как названия населения по западную и восточную стороны Байкала, официальное наименование народностибурят стало объединяющим фактором обеих частей этноса. Это означало, что в 80-х гг. XVIII в. оно приобрело статус общего самоназвания всего автохтонного населения региона, что свидетельствовало о завершении в данное время в целом процесса образования на восточных рубежах Российского государства нового этноса - бурятской народности. Этот вывод целиком согласуется с общепринятым в отечественной этнологии положением, что процесс этногенеза завершался в момент проявления у участвующего в нем населения отчетливого этнического самосознания, внешним выражением которого становилось общее самоназвание (Крюков и др., 1978: 7, 29).

Список литературы:

Бакунин, В. М. (1995) Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. Соч. 1761 года. 2-е изд. Элиста.

Бертагаев, Т. А. (1958) Об этимологии слов баргуджин, баргут и тукум // Филология и история монгольских народов. М.

Георги, И. (1799) Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб. Ч. 2.

Долгих, Б. О. (1953) Некоторые данные к истории образования бурятского народа // Советская этнография. № 1.

Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археограф. комиссией (1848) СПб. Т. 3.

Залкинд, Е. М. (1958) Присоединение Бурятии к России. Улан-Удэ.

Крюков, М. В., Сафонов, М. В., Чебоксаров, Н. Н. (1978) Древние китайцы: проблемы этногенеза. М.

Линденау, Я. И. (1983) Описание народов Сибири (первая половина ХVIII в.). Магадан.

Монгольско-русский словарь / сост. К. Ф. Голстунский (1894) СПб. Т. 2.

Паллас, П. С. (1788) Путешествие по разным провинциям Российского государства / пер. В. Зуев. СПб. Ч. 3. Кн. 1.

Рашид ад-Дин (1952) Сборник летописей. М. ; Л. Т. 1, кн. 1.

Султанов, Т. И. (1977) Опыт анализа традиционных списков 92 «племен илатийа» // Средняя Азия в древности и средневековье (история и культура). М.

Цибиков, Б. Д. (1992) Обычное право хоринских бурят. Улан-Удэ.

Баатар увш туурвисан «Дөрвөн ойрадын түүх оршив» (2006) / Тайлбар бичсэн Б.Түвшинтөгс, Н. Сүхбаатар. Улаанбаатар. (На монг. яз.).

Монгол хэлний товч тайлбар толь (1966) / Зохиосон Я. Цэвэл. Улаанбаатар. (На монг. яз.).

Bell, J. (1763) Travels from State Petersburg in Russia to diverse parts of Asia. Glasgow. Vol. 1–2.

Beitrage zur Erweiterung der Geschichtskunde, hrsg von Johann Georg Meusel. (1780) Th. 1. Augsburg.

Der allerneuеste, Staat von Sibirien, eines grossen und zuvor wenig bekannten Moscowitischen Provinz in Asian etc. (1725) Nürnberg.

Du Halde (1736) Description geographique, historique, chronologique, politique et physique de L Empire de la Chine et de la Tartarie Chinoise. La Haye.

Fischer, J. E. (1768) Sibirische Geschichte von der Entdeckung Sibiriens bis auf die Eroberung dieses Landes durch die russische Waffen. St-Petersburg.

Georgi, J. G. (1775) Bemerkungen einer Reise im Russischen Reich. St-Petersburg.

Gmelin, I.G. (1751) Reise durch Sibirien von dem Jahr 1733 bis 1743. Th. 3. Guttingen.

Ides Evert Ysbrantszoon (1706) Three years travels from Moscow over-land to China. Lonlon.

Pallas, P. S. (1776) Reise durch verschiedene Provinzen des Russischen Reichs. St-Petersburg.

Witsen, N. (1785) Noord en Oost Tartaryen. Amsterdam. Deel. 1–2.

Зориктуев Б. Р. Происхождение этнического названия бурят [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. 2014, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_23/7334-zoriktuev.html

Несколько столетий буряты живут бок о бок с русскими, являясь частью многонационального населения России. При этом они сумели сохранить самобытность, язык и религию.

Почему буряты называются «бурятами»?

О том, почему буряты зовутся «бурятами» ученые до сих пор спорят. Впервые этот этноним встречается в «Сокровенном сказании монголов», датируемым 1240 годом. Затем на протяжении более чем шести веков слово «буряты» не упоминается, снова появляясь только в письменных источниках конца XIX века.

Есть несколько версий происхождения этого слова. Одна из основных возводит слово «буряты» к хакасскому «пыраат», который восходит к тюркскому термину «бури», что переводится как «волк». «Бури-ата» соответственно переводится как «волк-отец».

Такая этимология связана с тем, что многие бурятские роды считают волка тотемным животным и своим прародителем.

Интересно, что в хакасском языке звук «б» приглушенный, произносится как «п». Казаки называли народ, живущий к западу от хакасов «пыраат». В дальнейшем этот термин русифицировался и стал близок к русскому «брат». Таким образом «бурятами», «братскими людьми», «брацкими мунгалами» стали называть все монголоязычное население, населяющее Российскую империю.

Интересной также представляется версяи происхождения этнонима от слов «бу» (седой) и «ойрат» (лесные народы). То есть буряты - это коренные для данной местности (Прибайкалье и Забайкалье) народы.

Племена и роды

Буряты - этнос, сформировавшийся из нескольких монголоязычных этнических групп, проживавших на территории Забайкалья и Прибайкалья, не имевших тогда единого самоназвания. Процесс формирования шел на протяжении многих веков, начиная с Хуннской империи, в которую протобуряты входили как западные хунну.

Крупнейшими этническими группами, сформировавшими бурятский этнос были западные хонгодоры, буалгиты и эхириты, и восточные - хоринцы.

В XVIII веке, когда территория Бурятии уже входила в состав Российской империи (по договорам 1689 и 1727 года между Россией и династией Цин), в южное Забайкалье также пришли халха-монгольские и ойратские роды. Они стали третьим компонентом современного бурятского этноса.
До сих пор среди бурятов сохранилось родоплеменное и территориальное деление. Основные бурятские племена это булагаты, эхириты, хори, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты. Каждое племя делится ещё и на роды.
По территории буряты делятся на нижнеузких, хоринских, агинских, шэнэхэнских, селенгинских и других, в зависимости от земель проживания рода.

Черная и желтая вера

Для бурятов характерен религиозный синкретизм. Традиционным является комплекс верований, так называемый шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке называемый «хара шажан» (черная вера). С конца XVI века в Бурятии начал развиваться тибетский буддизм школы гэлуг - «шара шажан» (желтая вера). Он серьезно ассимилировал добуддийские верования, но с приходом буддизма бурятский шаманизм не был полностью утрачен.

До сих пор в некоторых областях Бурятии шаманизм остается основным религиозным направлением.

Приход буддизма ознаменовался развитием письменности, грамоты, книгопечатания, народных промыслов, искусства. Широкое распространение также получила тибетская медицина, практика которой существует в Бурятии и сегодня.

На территории Бурятии, в Иволгинском дацане находится тело одного из подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи. Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба.

Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным.

В начале 2000-х годов было проведено изучение тела ламы исследователями. Заключение Виктора Звягина, заведующего отдела идентификации личности Российского центра судмедэкспертизы стало сенсационным: «По разрешению высших буддистских властей Бурятии нам предоставили примерно 2 мг образцов - это волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики - для сравнения мы брали аналогичные образцы у наших сотрудников. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз».

Культ борьбы

Буряты - один из самых борцовых народов мира. Национальная бурятская борьба - традиционный вид спорта. Соревнования по этой дисциплине издревле проводятся в рамках сурхарбана - народного спортивного праздника. Кроме борьбы участники также состязаются в стрельбе из лука и верховой езде. В Бурятии также сильные вольники, самбисты, боксеры, легкоатлеты, конькобежцы.

Возвращаясь к борьбе, нужно сказать о, пожалуй, самом известном сегодня бурятском борце - Анатолии Михаханове, которого также называют Орора Сатоси.

Михаханов - сумоист. Орора Сатоси переводится с японского языка как «северное сияние» - это сикону, профессиональный псевдоним борца.
Родился бурятский богатырь вполне стандартным ребенком, весил 3, 6 кг, но после гены легендарного предка рода Закши, который, по преданию, весил 340 кг и ездил на двух быках, стали проявляться. В первом классе Толя уже весил 120 кг, в 16 лет - под 200 кг при росте 191 см. Сегодня вес именитого бурятского сумоиста около 280 килограмм.

Охота на гитлеровцев

В годы Великой Отечественной войны Бурят-Монгольская АССР послала на защиту Родины больше 120 тысяч человек. Буряты сражались на фронтах войны в составе трех стрелковых и трех танковых дивизий Забайкальской 16-ой армии. Были буряты и в Брестской крепости, первой оказавшей сопротивление гитлеровцам. Это отражено даже в песне о защитниках Бреста:

Расскажут лишь камни об этих боях,
Как насмерть герои стояли.
Здесь русский, бурят, армянин и казах
За Родину жизнь отдавали.

37 уроженцев Бурятии за годы войны были удостоены звания Героя Советского Союза, 10 стали полными кавалерами ордена Славы.

Особо прославились на войне бурятские снайперы. Что не удивительно - умение метко стрелять всегда было жизненно необходимо для охотников. Герой Советской Союза Жамбыл Тулаев уничтожил 262 фашиста, под его руководством была создана снайперская школа.

Другой прославленный бурятский снайпер, старший сержант Цырендаши Доржиев к январю 1943 года уничтожил 270 солдат и офицеров противника. В сводке Совинформбюро в июне 1942 года о нем сообщалось: «Мастер сверхметкого огня товарищ Доржиев, уничтоживший за время войны 181 гитлеровца, обучил и воспитал группу снайперов, 12 июня снайперы-ученики товарища Доржиева сбили немецкий самолет». Ещё один герой, бурятский снайпер Арсений Етобаев за годы войны уничтожил 355 фашистов и сбил два вражеских самолета.

Народ в Российской Федерации. Численность в РФ - 417425 человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской языковой семьи. По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монголоидной расы.

Самоназвание бурят - "буряяд".

Буряты живут в Южной Сибири на землях, прилегающих к озеру Байкал, и далее на восток. В административном отношении это территория Республики Бурятия (столица - Улан-Удэ) и два автономных бурятских округа: Усть-Ордынский в Иркутской области и Агинский в Читинской. Буряты живут также в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других крупных городах России.

По антропологическим признакам буряты относятся к центрально-азиатскому типу монголоидной расы.

Буряты сложились как единый народ к середине XVII в. из племён, обитавших на землях вокруг Байкала уже более тысячи лет назад. Во второй половине XVII в. эти территории вошли в состав России. В 17 в. буряты составляли несколько племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. В состав бурятов вошло позднее некоторое число монголов и ассимилированных родов эвенков. Сближение бурятских племён между собой и их последующая консолидация в единую народность были исторически обусловлены близостью их культуры и диалектов, а также социально-политическим объединением племён после их вхождения в состав России. В ходе формирования бурятской народности племенные различия в общем стёрлись, хотя диалектальные особенности сохранились.

Говорят на бурятском языке. Бурятский язык относится к монгольской группе алтайской языковой семьи. Кроме бурятского среди бурят распространен также монгольский язык. Бурятский язык подразделяется на 15 диалектов. Бурятский язык считают родным 86,6% российских бурят.

Древняя религия бурят - шаманство, вытесненное в Забайкалье ламаизмом. Большинство западных бурят формально считалось православными, но сохраняло шаманство. Пережитки шаманства сохранялись и у бурятов-ламаистов.

В период появления первых русских переселенцев в Прибайкалье преобладающую роль в экономике бурятских племен играло кочевое скотоводство. Скотоводческое хозяйство бурят основывалось на круглогодичном содержании скота на пастбище на подножном корму. Буряты разводили овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и верблюдов (перечислены по значению в убывающем порядке). Семьи скотоводов перемещались вслед за стадами. Дополнительными видами хозяйственной деятельности были охота, земледелие и рыболовство, более развитые у западных бурят; на побережье Байкала существовал промысел нерпы. В течение ХVШ-ХIХ вв. под влиянием русского населения в экономике бурят произошли изменения. Чисто скотоводческое хозяйство сохранилось лишь у бурят на юго-востоке Бурятии. В других районах Забайкалья сложилось комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство, при котором только богатые скотоводы продолжали кочевать весь год, скотоводы среднего достатка и владельцы малочисленных стад перешли к частичной или полной оседлости и стали заниматься земледелием. В Предбайкалье, где земледелие в качестве подсобной отрасли практиковалось и прежде, сложился земледельческо-скотоводческий комплекс. Здесь население почти полностью перешло к оседлому земледельческому хозяйству, при котором широко практиковалось сенокошение на специально удобренных и орошенных лугах-«утугах», заготовка кормов на зиму, приусадебное содержание скота. Буряты сеяли озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овес, коноплю. Технология земледелия и орудия земледельческого хозяйства были заимствованы у русских крестьян.

Бурное развитие капитализма в России во второй половине XIX в. затронуло и территорию Бурятии. Проведение Сибирской железнодорожной магистрали и развитие промышленности в Южной Сибири дало толчок к расширению земледелия, повышению его товарности. В хозяйство зажиточных бурят появляется машинная сельскохозяйственная техника. Бурятия стала одним из производителей товарного зерна.

За исключением кузнечного и ювелирного дела буряты не знали развитого ремесленного производства. Их хозяйственные и бытовые нужды практически полностью удовлетворяло домашнее ремесло, для которого сырьем служили древесина и продукция скотоводства: кожа, шерсть, шкуры, конский волос и др. Буряты сохранили пережитки культа «железа»: железные изделия считались оберегом. Нередко кузнецы одновременно являлись и шаманами. К ним относились с почтением и суеверным страхом. Профессия кузнеца была наследственной. Бурятские кузнецы и ювелиры отличались высоким уровнем квалификации, и их изделия широко расходились по Сибири и Центральной Азии.

Традиции скотоводческого хозяйства и кочевого быта, несмотря на увеличение роли земледелия, оставили в культуре бурят значительный след.

Мужская и женская одежда бурят относительно мало различалась. Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, верхняя представляла собой длинный свободный халат с запахом на правую сторону, который подпоясывался широким матерчатым кушаком или ременным поясом. Халат шился на подкладке, зимний халат подбивался мехом. Края халатов обшивались яркой материей или тесьмой. Замужние женщины поверх халатов носили жилет-безрукавку - уджэ, имевшую разрез спереди, которая также делалась на подкладке. Традиционным головным убором у мужчин была коническая шапка с расширяющимся околышем из меха, от которой на спину спускались две ленты. Женщины носили остроконечную шапку с меховой опушкой, от верха шапки спускалась красная шелковая кисть. Обувью служили низкие сапоги на толстой войлочной подошве без каблука, с загнутым кверху носком. Излюбленными украшениями женщин были височные подвески, серьги, ожерелья, медальоны. Одежда состоятельных бурят отличалась высоким качеством материи и яркими красками, для ее пошива шли главным образом привозные ткани. На рубеже ХIХ-ХХ вв. традиционный костюм постепенно стал уступать место русской городской и крестьянской одежде, особенно быстро это происходило в западной части Бурятии.

В пище бурят большое место занимали блюда, приготовленные из молока и молочных продуктов. Впрок заготовлялось не только кислое молоко, но и сушеная спрессованная творожистая масса - хурут, которая заменяла скотоводам хлеб. Из молока при помощи специального перегонного аппарата изготовлялся опьяняющий напиток тарасун (архи), обязательно входивший в состав жертвенной и обрядовой пищи. Потребление мяса зависело от количества скота, которым владела семья. Летом предпочитали баранину, зимой резали крупный рогатый скот. Мясо отваривали в слегка подсоленной воде, отвар пили. В традиционной кухне бурят был также ряд мучных блюд, но хлеб они начали печь только под влиянием русского населения. Подобно монголам, буряты пили кирпичный чай, в который наливали молоко и клали соль и сало.

Древней формой бурятского традиционного жилища была типичная кочевническая юрта, основу которой составляли легко перевозимые решетчатые стенки. При установке юрты стенки ставились по кругу и связывались волосяными шнурами. Купол юрты покоился на наклонных шестах, которые нижним концом опирались на стены, а верхним прикреплялись к деревянному обручу, служившему дымовым отверстием. Сверху каркас покрывался войлочными покрышками, которые обвязывались веревками. Вход в юрту всегда был с юга. Его закрывала деревянная дверь и стеганая войлочная кошма. Пол в юрте обычно был земляной, иногда его выстилали досками и войлоками. Очаг всегда располагался в центре пола. По мере перехода к оседлости войлочная юрта стада выходить из употребления. В Предбайкалье она исчезла уже к середине XIX в. На смену юрте пришли многоугольные (чаще восьмиугольные) в плане деревянные срубные постройки. Они имели покатую крышу с дымовым отверстием в центре и были подобны войлочным юртам. Нередко они сосуществовали с войлочными юртами и служили летним жилищем. С распространением в Бурятии срубных жилищ русского типа (изб) многоугольные юрты местами сохранялись как подсобные помещения (амбары, летние кухни и т.д.).

Внутри традиционного бурятского жилища, как и у других скотоводческих народов, существовало определенное обычаем размещение имущества и утвари. За очагом напротив входа находилось домашнее святилища, где у бурят-ламаистов стояли изображения будд - бурханы и чаши с жертвенной пищей, а у бурят-шаманистов находился ящик с человеческими фигурками и шкурками животных, которые почитались как воплощение духов - онгоны. Налево от очага было место хозяина, направо - место хозяйки. В левой, т.е. мужской половине, размещались принадлежности охоты и мужских промыслов, в правой - кухонная утварь. Справа от входа вдоль стен по порядку располагались поставец для посуды, затем деревянная кровать, сундуки для домашней утвари и одежды. Около кровати находилась дотекая колыбель. Слева от входа лежали седла, сбруя, стояли сундуки, на которые на день клали свернутые постели членов семьи, бурдюки для закваски молока и т.д. Над очагом на треногом тагане стояла чаша, в которой варили мясо, кипятили молоко и чай. Даже после перехода бурят в постройки русского типа и появления в их быту городской мебели традиционное расположения вещей внутри дома долго сохранялось почти неизменным.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. основной формой бурятской семьи была малая моногамная семья. Допускаемое обычаем многоженство встречалось, главным образом, в среде богатых скотоводов. Брак был строго экзогамным, причем в расчет принималось родство только по отцовской линии. Несмотря на ослабление кровнородственных и родо-племенных связей и замену их территориально-производственными связями, родовые отношения играли в жизни бурят большую роль, особенно у бурят Предбайкалья. Члены одного рода должны были оказывать сородичам помощь, участвовать в общих жертвоприношениях и трапезах, выступать в защиту сородича и нести ответственность в случае совершения сородичам правонарушения; также сохранялись пережитки общинно-родовой собственности на землю. Каждый бурят должен был знать свою генеалогию, некоторые из них насчитывали до двадцати колен. В целом социальный строй Бурятии накануне Октябрьской революции представлял сложное переплетение пережитков первобытнообщинных и классовых отношении. И у западных, и у восточных бурят существовало сословие феодалов (тайши и нойоны), выросшее из родовой аристократии. Развитие товарных отношений в начале XХ в. привело к появлению класса сельской буржуазии.

В 80-90-е гг. в Бурятии наблюдается подъем национального самосознания, развертывается движение за возрождение национальной культуры и языка. В 1991 г. на общебурятском съезде была образована Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК), которая стала центром по организации и координации всей деятельности в сфере национальной культуры. Созданы национальные культурные центры в гг. Иркутске, Чите. Функционируют несколько десятков гимназий, лицеев, колледжей, работающих по специальной программе с углубленным изучением предметов по национальной культуре и языку, в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях вводятся расширенные курсы по истории и культуре Бурятии.

Русская Цивилизация

Республика Бурятия входит в состав Российской Федерации. Представителями бурятов являются: эхириты, булагаты, хоринцы, хонгодоры и селенгинцы.

Религиозные взгляды в Бурятии делятся на 2 группы - восточную и западную.

На востоке проповедуют буддизм ламаистского толка, а на западе - православие и шаманизм.

Культура и быт бурятского народа

На культуру и быт Бурятского народа повлияло воздействие различных народов на их этнос. Но несмотря на все изменения, буряты смогли сохранить культурные ценности своего рода.

Издавна буряты жили в сборных переносных жилищах, причиной чему служил кочевный образ жизни. Свои дома они воздвигали из решетчатых каркасов и войлочных покрытий. Внешне это было очень похоже на юрту, строящуюся для одного человека.

Быт бурятского народа основывался на скотоводстве и земледелии. Хозяйственная деятельность бурятов отразилась на их культуре, обычаях и традициях. Изначально среди населения было востребовано кочевое скотоводство и только после присоединения Бурятии к Российской Федерации, скотоводство и земледелие приобрели материальную ценность для людей. С этих пор буряты продавали свою добычу.

В ремесленной деятельности бурятский народ использовал в основном метал. Кузнецы создавали произведения искусства, когда в их руки попадали железные, стальные или серебряные пластины. Помимо эстетической ценности готовая ремесленная продукция была источником доходов, объектом купли-продажи. Для того, чтобы придать изделию более драгоценный вид, буряты использовали драгоценные камни в качестве украшения изделий.

На внешний вид национальной одежды бурятского народа повлиял их кочевный образ жизни. Как мужчины, так и женщины носили дэглы - халат без плечевого шва. Такие одежды были прямыми, расширяющимися к низу. Для того, чтобы пошить зимний дэгл, необходимо было использовать более 5 овчинных шкур. Подобные шубы украшались мехом и различными тканями. Повседневные дэглы покрывались обычной тканью, а праздничные украшались шелком, парчой, бархатом и плисом. Летний наряд назывался тэрлинг. Он был пошит из китайского шелка и украшенный вышивкой из золотых и серебряных нитей.

Традиции и обычаи бурятского народа

Традиции и обычаи бурятского народа тесно связаны с их обыденной жизнью: хозяйством, охотой и земледелием. Зачастую из родовых юрт доносились различные звуки животных - уток, голубей, гусей. И издавали их жители этого дома, когда играли в различные игры или просто пели песни. К охотничьим играм относятся: Хурайн наадан, Баабгайн наадан, Шонын наадан и другие. Суть этих игр заключалась в том, чтобы как можно правдоподобнее показать повадки животного, звуки, которые оно издает.

Многие игры и танцы были не просто развлечением, но и неким обрядом. Например, игра "Земхэн" устраивалась для того, чтобы незнакомые роды стали ближе друг другу в общении.

У кузнецов также были интересные обычаи. Для того, чтобы освятить свою кузницу, они проводили обряд "Хихиин хуурай". Если после этого обряда сгорало жилище или человек погибал от удара молнией, устраивался "Нэрьеэри наадан", в дни проведения которого, проводились специальные обряды.


Глоссарий бурятских слов

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ
БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ
Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам
БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ
ЭТНОНИМ БУРЯТЫ
Бурят-Монголы в 1700-1907гг
РУССКАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ БУРЯТ
Устав 1822 г об управлении инородцев Сперанского
БУРЯТЫ ОХРАНЯЮТ ГРАНИЦУ
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ВОСТОЧНЫМИ И ЗАПАДНЫМИ БУРЯТАМИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВОПРОС (2 ЦЕРКВИ)
ЛАМАИЗМ
КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
Грамотность у западных и восточных бурят
НАЧАЛО 20 ВЕКА
РЕВОЛЮЦИЯ
СОЦИАЛИЗМ
Буряты после второй мировой войны
Библиография

Глоссарий бурятских слов

Ajl дом, юрта, семья, группа юрт
Ajmak монгольская провинция
Ajrag молоко в состоянии брожения (часто кобылицы)
Arxi Алкоголь на молочной основе
Burxan дух, иногда Будда
Duun песня
Ëxor бурятский танец кругом
Taabari загадка
Mangadxaj антигерой, злое зооморфное существо
Nojon монгольский аристократ
Oboo место поклонение (святые места). Нагромождение камней или вязанок хвороста часто у подножия холма
Sèržèm жидкость, которую преподносят во время жертвоприношения
Surxarban летние бурятские игры
Tajlgan летний шаманский ритуал
Ül’gèr бурятская эпопея
Ulus семья, юрта, дом, группа юрт

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАССЕЛЕНИЕ БУРЯТ

В. А. Рязановский в своей книге « Монгольское право » так излагает свою версию о происхождении бурят:
« Первые исторические сведения о бурятах относятся, повидимому, к XII веку. В летописях Юань-чао-ми-ши, Санан-Сэтцена и Рашид Эддина упоминается о подчинении Чингиз-хану бурятских племен, обитавших за Байкалом. Так, в летописи Санан-Сэтцена под 1189 г. говорится о вожде бурят Шикгуши, поднесшем Чингиз-хану сокола (ястреба) в знак покорности бурятского народа, жившего в то время у Байкала В летописи Рашид Эддина под 1188 г. сообщается о победе Чингиз-хана над тайджиютами у реки Ингоды, на стороне которых сражался вождь племени хори—Сумаджи, а под 1200-1201 г. (594 г. геждры) говорится, что Ван-хан разбил Тухту, который ушел в место, называемое „Баргуджин"; „это место за рекой Селенгой к Востоку от Монголии, к одному племени из монголов, которое называется Баргут, это имя усвоено по той причине, что они обитали в этом Баргуджине; и они до сих пор называются этим именем"). Таким образом по самым древним, дошедшим до нас, историческим сведениям буряты первоначально обитали в Забайкалье, откуда они, повидимому, двинулись при Чингиз-хане на юг). Внутренние междуусобия в Монголии, внешние нападения на нее, поиски новых пастбищ заставляли монголов Халхи двигаться на север, селиться по р. Селенге, о. Байкалу и за Байкалом (XV-XVII в.). Здесь новые пришельцы вытесняли одни местные племена, покоряли другие, смешивались с третьими и образовали современных нам бурят, среди которых можно различать две ветви—одни с преобладанием бурятского типа —бурят-монголы, гл. обр. северные буряты, другие с преобладанием монгольского типа—монголо-буряты, преимущественно южные буряты. »
В Википедии мы узнаем, что:
« Современные буряты сформировались, по всей видимости, из различных монголоязычных групп на территории северной окраины ханства Алтан-ханов, сложившегося в конце XVI — начале XVII века. К XVII веку буряты состояли из нескольких племенных групп, крупнейшими среди которых были булагаты, эхириты, хоринцы и хонгодоры. »
“Пастбища к востоку от озера Байкал были домом пастбищных кочевников с незапамятных времен и в самом деле на Ононе к югу от современной Российской границы родился Чингис Хан.(Онон (монг. Онон гол) — река в северо-восточной Монголии и России. Верхнее течение Онона — одно из предполагаемых мест, где родился и вырос Чингисхан. По легенде здесь же он и захоронен. Википедия) Таким образом этот факт дает бурятам живущим на востоке Байкала основание считать себя « чистыми монголами ». Эти племена включали «the Tabanut, Atagan and Khori »(Табануты, Атаганы и Хори) - последние жили также на западном берегу Байкала и на большом острове « Oikhon » (по-русски Ольхон). Другие монгольские племена - « the Bulagat, Ekherit and Khongodor »(Булагаты, Эхириты и Хонгодоры)- расселились вокруг озера Байкал и у долины реки Ангары которая вытекает из южного конца озера. Здесь и в соседних долинах, доходящих до верховья реки Лены они нашли луговые степи, которые можно было использовать в качестве пастбищ для их лошадей и рогатого скота. Эти монголы, расселившиеся по Тунгусске и другие жители лесов, и стали западными бурятами. »₁

В своей книге, « La chasse à l’âme » посвященной главным образом бурятскому шаманизму, Roberte Hamayon так рассказывает о первых упоминаниях о бурятах:
« p.44 Sources anciennes
Названия племен, которые сформируют позже бурятский этнос, фигурируют в Секретной истории Монгол « Histoire secrète des Mongols » (речь идет о тексте изготовленном в монгольской среде, но известном только по китайской транскрипщии датированной 1240 годом(…) В этом тексте фигурирует племя ekires или ikires, часть которого присоединилась с давних пор к будущему Чингис Хана, эта часть племени была включена в 1206 году, наряду с булуганскими людьми(Bulugan (la tribu bulagazin ?)) в федерафию племен войлочных палаток (tribus aux tentures de feutre), предками Эхиритов и Булагатов прибайкалья; племя « qori-tümed », упомянутое в числе «лесных людей » покорившихся в 1207 году, потомками которого являются Хори Забайкалья; а также племя бурияд (burijad), также причисленное к « лесным людям », и покорившееся в 1207 году, исторически отличное от предыдущих), генеалогическое повествование о роде Чингиз Хана. Эта летопись считается содержит данные об отношениях между племенами и кланами в доимпериальную эпоху, об отношениях сотрудничества и мести, которые вписываются в кадр шаманических действий, и которые встречаются в похожем виде в прибайкалье 19 века. В эту эпоху монгольский двор с благосклонностью принимал все иностранные религии, в то же время стремясь обуздать шаманов, не желая больше допущения раздела власти с ними (раздел власти который окажется свойственный шаманизму, и следовательно несовместимый с государственной централизацией) ; монгольский двор был терпим к маргиналам, но Чингиз Хан во время своего восхода к высшей власти устранил шамана Kököcü по прозвищу Теб Тенгери, который намеревался пустить в ход свои полномочия.
Упомянутые племена оказываются забытыми до их вступления в российскую империю в середине 17 века.

ЖИЗНЬ ДО ПРИХОДА РУССКИХ КОЛОНИЗАТОРОВ

Буряты на востоке Байкала сохранили традицинный монгольский стиль жизни основанный на разведении лошадей и скота, кочуя между пастбищами и живя в переносных тентах обитых войлоком[юртах]. На западном берегу озера однако некоторые из них приняли седентарный стиль жизни, научились строить деревянные дома - восьмиугольные с отверстием для дыма в центре пирамидальной крыши - и культивировать сухой фураж и такие сельскохозяйственные культуры как просо, ячмень и гречку. Охота играла значительную роль в жизни всех монголов, известно что буряты организовывали большие совместные охоты с несколькими кланами. В относительно развитой культуре бурят использование железа было важной особенностью с давних времен, и как и в других сибирских общинах кузнецы, которые выковывали оружие, топоры, ножи, горшки, сбруи и серебрянные украшения пользовались практически сверхъестественным статусом.
Как все монголы до 16 века, буряты были шаманистами. Тем не менее это приняло более сложную форму по сравнению с другими сибирскими общинами, так как они не только почитали духов относящихся к явлениям природы (в честь которых они строили пирамиды из камней(oboo) в священных местах) но также имели многосложный пантеон состоящий из 99 божеств также как и их многочисленных прародителей и потомства. В высокоразвитой мифологии огонь особенно почитался. Сами шаманы- главным образом потомственная каста- разделялись на два вида: « белые » шаманы служили небесным божествам, и « черные », которые служили богам преисподни. Бурятские шаманы тем отличались от тунгусских и кетских, что их экстатический танец не сопровождался тамбурином, они использовали в своих ритуалах маленький колокольчик и деревянной лошадью (hobby horse). Центральным ритуалом в религиозной практике бурят, как и всех монголов-шаманистов, являлось кровное жертвоприношение « blood sacrifice » небесному богу Тенгри, во время этого жертвоприношения лошадь (обычно белая) умерщвлялась и ее кожа подвешивалась на длинный шест. Шаманизм, религия Чингис Хана, сохранялась до конца 16 века, когда буддизм из Тибета, быстро распространился среди монголов. Буряты, как бы то ни было, покинули свою родовую религию только через столетие, и в действительности буряты жившие на восточном берегу Байкала приняли буддизм, в то время как лесные буряты к западу оставались верными шаманизму.
Живя на границе между северными лесами и степями Внутренней Азии, бурятские монголы являлись посредниками в бартерной торговле, обменивая свой рогатый скот, скобяной товар и grain for furs (от тунгусов и других лесных жителей), эти товары в свою очередь обменивались на китайские текстиль, драгоценности и серебро.
Буряты были многочисленным народом(по меньшей мере 30 000 человек в 17 веке) в отличие от большинства аборигенов Сибири. Их социальная организация была также высокоразвитой. Главы кланов (khans or taishis) формировали наследственную аристократию, которая обладала значительной властью над обычными членами клана; класс богатых скотоводов(noyons) также существовал, особенно в восточной Бурятии. Тем не менее, права на пастбища и луга считались общими, внутри клана действовала система взаимопомощи (русские марксистские писатели утверждали, что это был всего лишь предлог для экплуатации бедных богатыми). В 17 веке в социальной структуре западных бурят, которая содержала многие традиционные племенные свойства, различия уже развились; что касается восточных бурят, их связь с монголами вывела их на дорогу феодализма
Будучи монгольскими племенами, буряты входили в границы империи Чингиз Хана в 13 веке, но историки расходятся во мнениях по поводу участия бурят в кампаниях армии Чингиза[и все-таки, как мне кажется, более популярным мнением является то, что буряты были у монголов в положении вассалов, как и русские]. Ясно то, что они разделяли. Даже на западе, тем не менее, наследственные главы кланов использовали свою власть для покорения соседних племен, принуждая последних выплачивать дань. Бурятские главы кланов также формировали из своих вассалов вооруженных людей на случай войны. Таким образом, до прихода русских, многие племена тунгусов, самоедов и кетов жившие между озером Байкал и Енисеем были на положении подданых народов, либо у бурятских монголов, либо у киргизских тюрков.
монгольскую традицию военной организации, эффективные конные тактики и использование лука и стрел. В результате, они представляли гораздо более внушительного врага для русских нежели примитивные племена Центральной Сибири. В определенный момент во время русской войны против бурят, служилые люди в Верхоленской крепости были так осаждены, что написали письмо царю Михаилу: "Spare us, your slaves, lord, and command that in the … fort two hundred mounted men be garrisoned…(…)…because, lord, the Buryats have many mounted warriors who fight in armour…and helmets, while we, lord, your slaves, are ill-clad, having no armours…"[не смогла найти оригинала на русском] из « Колониальной политике в Якутии ».

БУРЯТСКИЙ И МОНГОЛЬСКИЙ ЯЗЫКИ

Язык бурят относится к монгольской семье. Монгольский язык в настоящее время основан на халхасском диалекте. Многие слова идентичны в бурятском и халхасском, например gar « рука », ger « дом », ulaan « красный » и khoyor « два », но так же есть некоторые систематические звуковые отличия. Например, вода в бурятском языке - uha, тогда как в монгольском это us. Другие подобные отличия:
Hara месяц sar
Seseg цветок tsetseg
Morin лошадь mor
Üder день ödör
В грамматике бурятского языка сохранились личные глагольные окончания, напр. Bi yabanab, shi yabanash, tere yabna « Я иду, ты идешь, он идет », тогда как монгольский имеет только одну форму yabna для « Я иду, ты идешь, он идет » .
бурятский язык содержит много тюркских слов (результат долгого контакта с тюркскими народами внутренней азии и западной сибири), так же как и заимствования с китайского, санскрита, тибетского, манчжурского и др. языков.
ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О БУРЯТАХ СРЕДИ РУССКИХ
Первые слухи среди русских о бурятах появились в 1609 году. Русская экпедиция в Томск была послана для того чтобы подчинить племена на восточном берегу Енисея и обложить их данью. Русские узнали от кетов и самоедов, что те уже заплатили ясак бурятам, которые жили за горами в идинской долине и иногда приезжали за данью. Поэтому русские встретили идинских бурят только через 20 лет спустя.[должно быть, буряты даже по слухам представлялись русским серьезным врагом]
В 1625 году русские из Енисейска взяв ясак с тунгусов впервые услышали о бурятских монголах в этом регионе.
Последовали так называемые Они решили исследовать и покорить эту землю.
бурятские войны - череда кампаний, рейдов и контр-атак. Главным стимулом русских покорить бурятские земли являлся слух о серебрянных залежах
Первая встреча русских с бурятами произошла в 1628 году в устье реки в этой местности.
Оки
[ Forsyth]. В тот раз русские не получили дани от бурят, но нанесли им поражение, забрав их жен и детей в качестве пленников.В следующем году казачий командир Бекетов (далеко продвинувшись по Оке) успешно взял оброк с бурят. К концу захвата ангарской долины русскими были уже основаны форты: Братск (от слова « брат »), Идинск, Иркутск(был основан в 1652 году как ясачная застава(yasak outpost)).
Бурятское сопротивление продолжалось на других территориях. На Ангаре основные анти-русские кампании произошли в 1634 году(когда братский форт был сожжен), они продолжались в течение 1638-41гг.
Крупнейшее бурятское восстание произошло в 1644 году. Русские пришельцы представляли из себя разбойников и мародеров. Большой бунт произошел по бурятским территориям в 1695-1696 гг, когда Иркутск был осажден.
Т.к. в 1640е надежда на изгнание русских испарилась, некоторые из эхиритских бурят двинулись вниз по Байкалу в Монголию. В 1658 году русские переселенцы нанесли поражение племенам амехабатских бурят, вынудив их покинуть территорию отныне занятую русскими. В том же году большая часть булагатских бурят также перебралась в Монголию
Оккупация русскими забайкальских земель вынуждала коренных жителей(тех кто не желал платить ясака) покидать свою территорию.
Многочисленные племена Хори бурят после нескольких лет борьбы с русскими шайками были вынуждены в начале 1650х гг. уйти из своих земель по обеим сторонам Байкала и двинуться в северную Монголию. К сожалению, в то время Монголия не была гостеприимным убежищем.

ВХОЖДЕНИЕ В КОНТАКТ С РУССКИМИ

Два основных бурятских племени
Разное отношение к русским колонизаторам

На западе Эхирит-Булагаты, видя в них сначала захватчиков во время первых встреч в 1627-1628 годах, плохо их приняли и сделали жизнь казаков достаточно трудной. Они будут организовывать восстания против их присутствия, как например на Лене в 1644-1665. Они находятся в самом рассвете, они живут охотой, у них есть лошади, которые позволяют им увеличить доходность их облав. Они держат в повиновении малочисленные народы тофаларов, кетов, тунгусов.Поэтому они воспринимают русских как соперников. К тому же долина Ангары, в которой царствовали булагаты ценна плодородной землей. Это привлекает русских поселенцев. Эхирит Булагаты начали платить подать в 1662, а через 2 года их декларируют как подчинившихся, хотя сами они признают это только в 1818.
Напротив Хори, которые хотят защититься от монголов, достаточно доброжелательно принимают первых казаков, русское присутствие менее плотное, чем на прибайкалье и вес от него ощущается медленнее.
Версия Рязановского выглядит немного иначе:
« Пришедшие в начале XVII в. в восточную Сибирь русские нашли бурят на современных местах. Первые сведения о бурятах русские получили в 1609 году от „десарских людей", ко-торые платили ясак „братским людям". В 1612 г. буряты напали на подчинившееся русским племя аринов. В 1614 г. в числе других туземных племен, осаждавших Томск, упоминаются и „браты". В 1621 г. также встречаем упоминание о бурятах, беспокоящих томских служилых людей. К 1622 г. относятся сведения о том, что буряты в числе 3-х тыс. чел., не считая данников, ходили войной на аринцев и других канских инородцев. Таким образом, буряты представляли воинственный и многочисленный народ, на который не могли не обратить внимания русские завоеватели. В 1628 г. сотник Петр Бекетов из Енисейска с 30 казаками дошел до устья реки Оки и взял первый ясак с проживающих здесь бурят. С этого времени начинается постепенное подчинение бурятских племен русской власти. Это подчинение произошло не сразу и редко добровольно.»

БОРЬБА ПРОТИВ РУССКИХ

Но несмотря на сопротивление местных жителей, русские упорно продвигаются дальше на восток
« На протяжении полувека (и даже дольше) воинственные буряты оказывали упорное сопротивление завоевателям. Они вступали в открытые бои, отказывались платить ясак, побежденные вновь восставали, нередко вызываемые к этому жестокостью и грабительством завоевателей, нападали на русских, осаждали остроги, иногда разрушали их, уходили на новые места, наконец, уходили в Монголию. Однако, русские, хотя и медленно, по приобретали перевес над бурятами, подчиняли их себе.
В 1631 г. атаман Перфильев построил на бурятской земле первый острог, названный „братским", который, однако, в 1635 г. был разрушен бурятами и в 1636 г. вновь возобновлен; в 1646 г. атаман Колесников добрался до Ангары и у устья р. Осы построил острожек; в 1654 г. был выстроен острог Балаганский, а в 1661 г. острог Иркутский. Почти одновременно с описанным продвижением началось продвижение русских за Байкал со стороны Якутска, возникшего в 1632 г. и вскоре ставшего самостоятельным воеводством. В 1641 г. был выстроен Верхоленский острог, в 1643 г. русские добрались до Байкала и заняли остров Ольхон, в 1648 г. боярский сын Галкин дошел до устья р. Баргузина и построил здесь острог Баргузинский, ставший опорным пунктом русских в Забайкалье В 1652 г. Петр Бекетов из Енисейска дошел до р. Селсиги и основал острог Усть-Прорву, в 1653 г. он добрался до Хилка и Иргеня и построил Иргенский острог, и затем Нерчинский. Однако в следующем году принужден был оставить занятые места. Но продвижение русских на восток все продолжалось. В 1658 г. был построен острог Телембинский и вновь восстановлен сожженный тунгусами Нерчинский острог, в 1665 г.—Удинский, Селенгинский и другие. Постепенно все Забайкалье было подчинено русским - -со всеми обитавшими там бурятскими, тунгусскими и прочими туземными племенами. Но в Забайкалья русские встретились с новым врагом, столкнулись с правами халхасских князей, которые издавна считали Забайкалье своим владением и делали неоднократные попытки силою прогнать русских. В 1687 г. монголы осаждали Селенгинский острог, в 1688 г. Верхоленский, но в обоих случаях потерпели жестокую неудачу. После этого ряд монгольских тайшей и сайтов перешли в русское подданство. В 1689 г. стольник Головин заключил с Китаем Нерчинский договор, согласно которому все Забайкалье со всеми выходцами из Монголии было признано русским владением. Что касается стоящего особняком тункинского края, то присоединение его произошло несколько позднее. Тункинский острог был выстроен в 1709 г. и край был подчинен русскому влиянию в половине XVIII ст. »
Далее Рязановский замечает:
« При завоевании русскими восточной Сибири буряты делились па три главных племени: булагаты, обитавшие преимущественно в районе р. Ангары, эхириты—в районе р. Лены и хоринцы— в Забайкалья. Это деление сохряняется и поныне. Племена в свою очередь разделяются па роды. Кроме того здесь встречаются группы родов—выселенцев из Монголии (по р. Селенге, в Тунке и др. местах), смешавшиеся с местными бурятами, некоторые же из них и до сих пор сохраняют известную обособленность. »[иногда мне кажется, что разнообразные « деления » являются своеобразным бурятским хобби. Многие буряты знают из какого рода они происходят].

ЭТНОНИМ БУРЯТЫ

Объяснения этнонима « буряты » многочисленны и иногда неубедительны.
По Зориктуеву прибайкальские буряты назывались buraad от buraa,лес, с суффиксом d, который означает группу людей, следовательно buraad
Егунов выдвигает другую версию, по которой самоназвание - «лесные люди».
буряад произошло от тюркского слова « bürè
Только с 19 века регулярно употребляют название « буряты » в официальных русских документах. Первые казачьи регистры называют их « братьями » или « братские » и назыв их землю братской землей. » (волк). Волк был тотемом некоторых кланов западных бурят.
[Почему-то мне приходит на ум история с « кенгуру »: русские казаки встретив представителей одного из прибайкальских племен спрашивает о том, кто они. На что прибайкальцы отвечают,что они живут в лесах, «buraa ». Русские, для лучшей меморизации ищут созвучное и главное простое слово в своем лексиконе. И вот отсюда появились « браты ».]
По крайней мере только перед опастностями колонизации, потому что прибайкальские группы прежде всего ставят свою кланов идентичность, между кланами существует соперничество,следовательно зачастую принятие « общего » названия только для вида.
Это название сохранилось со временем, и из-за превратностей колонизации, а также благодаря лингвистической близости служит созданию у раньше изолированных групп (а иногда и вражеских племен) общей идентичности, а впоследствии это название поможет сформировать этнос.
Даже Хори возьмут это название, котор им позволит отличить себя от монголов и поспособствует их интеграции в Российскую империю, даруя им правосубъектность, уже полученная прибайкальскими бурятами.
Для всех это имя конкретизирует чувство идентичности появившейся для одних от опозиции русскому проникновению, для других это опозиция притязаниям монгольского сюзеренитета.
Буряты называют русских в обиходе « mangad » этот термин в эпопее обозначает врага героя, того кто занимает его территорию, присваивает себе его собственность, его жену, и котор за этот причиненный им вред наказан быть побежденным, хотя он сильнее, но взамен он награжден посмертным культом « bon mâle », потому что в бою он показал себя отважным (или честным).[это самая распространенная версия, хотя некоторые буряты с этим не согласны.
В конце концов, все названия и пр. Можно интерпретировать по-разному, благо есть обильный материал: легенды, песни, письменные повествования, в которых фигурирует слова созвучные этому. ]

Часть вторая -->