Как живут папуасы. Активити в долине балием в западном папуа Как попасть в эти Затерянные миры

Итак, покинув племя Короваев, все еще живущих в Каменном веке - Путешествие в Каменный век. ч.3. Жизнь у папуасов Короваи , и перелетев из маленького городка Декаи в Вамену, мы прибыли в знаменитую долину Балием, расположенную почти в центре западной части острова Папуа Новая Гвинея - Вамена – столица папуасов Дани . Как можно с толком провести здесь время? Какие активити есть в этих местах?

Городок Вамена небольшой и, по большому счету, здесь делать особенно нечего – для знакомства с местной экзотикой дня вполне хватит. Но зато отсюда можно сделать треки по 2, 5, 7 дней по горной долине Балием, протянувшейся на десятки километров между грядами неприступных гор. С этими местами все еще нет наземного сообщения с побережьем острова – это настоящий затерянный мир. Пойдя в треки и проехав кое-где по дорогам вокруг Вамены, можно познакомиться поближе с жизнью основных народностей, живущих в окрестностях этой долины – племенами Яни, Лани и Дани.

До отлета в Джаяпуру у нас оставалось четыре дня и поэтому мы решили сделать пеший двух-дневный трек по долине и затем посетить еще одну деревню папуасов Дани, где они покажут нам свои боевые танцы и умение обращаться с оружием. И даже принесут в жертву свинью!

Дорога к папуасам Дани

Оставив лишние вещи в отеле Wamena Pilamo*** и взяв только то, что пригодится для ночевки и трека, размещаемся в трех джипах. Выехав из города и проехав в юго-восточном направлении километров пятнадцать, остановились на крупной морене – дальше дороги не было.

Высота этого места 1653 метра, прохладно, небо в облаках и солнца нет. Похоже, что когда-то здесь сошел сель и все засыпал. Кругом крупная галька и каменные валуны. Видно, что в этом месте когда-то были обрабатываемые поля и росли деревья. Здесь нас уже ждали портеры и, загрузив их продуктами и теплыми спальниками, двинулись в путь.

Слева внизу, по ходу нашего движения, несся бурный коричневый поток реки Балием. Рафтинговать в такой воде совершенно не хотелось. Но были в Вамене и такие предложения.


Вскоре нам преградил путь один из ее притоков. Его пришлось перейти вброд и далее по хрупкому временному мостику, так как старый, по которому могли раньше идти и автомашины, был разрушен прошедшим наводнением и пока не восстановлен. А дальше снова шла асфальтовая дорога вперемешку с грунтовой. Идем налегке – у каждого только свои личные вещи.

Вот и первая деревня Kurima. Задолго до нее вдоль дороги с обеих сторон начались каменные заборы высотой около метра. Хорошая кладка и безо всякого цемента. Каждый камень тщательно подогнан друг к другу – прямо как у инков или майя. В деревне приличные деревянные домики, крытые листовым железом, церковь, школа и полицейский участок. При попытке сфотографировать его, тут же подскочил какой-то парень, сидевший на каменном заборе и жестами показал, что делать этого нельзя.

Кругом обработанные поля и огороды. Многие участки террасами высоко поднимаются по склонам гор и все они тоже обнесены каменными заборами. Большинство этих изгородей уже замшелые и, похоже, что им не один десяток лет.
- Для чего эти заборы? – спросил я одного из портеров.
- Они построены для защиты огородов от домашних свиней. Их выпускают погулять, но их прогулки ограничены этими заборами. Многим из этих оград уже сотни лет.

Население этой деревни смешанное – индонезийцы и папуасы Дани. Все одеты в обычную для нас одежду – брюки, рубашки и куртки – все-таки прохладно. Многие даже были одеты в теплые пуховые куртки. На велосипедах и мотоциклах разъезжают и мужчины, и женщины. Все молча и с любопытством смотрят на нас. Изредка жестами спрашивают курево. Хотя здесь туристы и бывают намного чаще чем у короваев (по статистике 9:1), но все равно мы им очень интересны.

О-о-о! А вот, наконец, и яркий представитель Дани – нам навстречу быстрым шагом шел старик. Поджарый и загорелый до черноты. И, несмотря на прохладное утро, он был «одет» только в котеку, а в левой руке держал еще и тросточку-зонтик! На голове шляпа - да он настоящий джентльмен! Его вид вызвал у всех улыбку. По-видимому, шел в город на рынок. А может просто в гости к своим детям-внукам.

Вскоре дорога закончилась и перешла в тропу. Прошли еще несколько километров и пересекли ряд ручьев, в которых вечно сопливые мальчишки мыли посуду, а женщины стирали белье. Шла обычная деревенская жизнь, похожая на жизнь африканской глубинки.

Закончились дома под ржавыми металлическими крышами и все больше стало попадаться настоящих домов Дани – круглых «мазанок», или сделанных из дерева и покрытых соломой или травой, свисающей почти до земли. Наконец, мы подошли к нескольким таким крышам и спустились на площадку перед ними. Это конец нашего дневного перехода, и здесь мы будем ночевать.


Мы пришли в деревню Kilise (04 14"096"S, 139 02"912"E), находящуюся на высоте 1843 м н/у моря. В ней для туристов построены несколько домиков в стиле «Дани», есть домик-кухня, где повара готовят еду на костре, примитивный туалет с ведром и ковшиком. Есть также небольшой домик, служащий кают-компанией, в котором стоит обеденный стол. Электричества нет. Но на заборе из кустов лежала солнечная батарея, однако света от нее в этот вечер мы не увидели, и пришлось ужинать при свечах.

Нас встретил смотритель этого поселения Markus. Он показал нам наши домики, в которых из интерьера были только лежащие на полу матрасы и фонарик. Внутри было чисто и сухо. Портеры раздали нам теплые спальники. Даже днем совсем не жарко – градусов 18 тепла. А что будет ночью? Сказывается высота – почти под 2000 метров.


В этой деревне уже живут только представители племени Дани. А дальше в горах, если следовать за течением реки Балием, в юго-восточной части долины живут папуасы племени Yali tribe – пигмеи, которые носят очень длинные котеки. Некоторые специалисты полагают, что и они и сейчас не брезгуют человечинкой.

Народность Дани

Дани являются самым известным племенем штата Ириан Джая. Их традиционному способу жизни уже многие тысячи лет. Многие мужчины-дани по-прежнему следуют своей оригинальной «моде» - носят котеку из длинной тыквы, которая охватывает пенис и держит его вверх как бы в состоянии постоянной эрекции. Поэтому мужчины выглядят весьма призывно.

Но, чтобы котека не упала, ее все-таки подвязывают вокруг талии тонкой веревочкой. Здесь трудно что-то добавить - функционально и красиво! И, несмотря на высокогорье, где часто бывает очень холодно, они не носят больше ничего, кроме головного убора из перьев на голове. Иногда, чтобы противостоять холоду, они мажут свое тело свиным жиром.


Но особым украшением мужчин, который они «надевают» по особо торжественным случаям, является клык кабана, продеваемый через носовую перегородку. Мальчики носят более короткие котеки, а девушки - юбки из травы. Замужние женщины предпочитают cikla - плетеные юбки из этой же травы. И - никаких лифчиков и кофточек.

Важным атрибутом женского гардероба является также плетеный кусок кольцевой сетки. Она многофункциональна – в ней, закрепив ее на голове, можно переносить и ребенка, и поросенка, и всякие другие грузы. Когда нет никаких вещей, она будет хороша на голове и как шляпка, и как платок. А в холод – укутавшись ею – можно немного и согреться.

Однако цивилизация идет здесь быстрыми шагами и эта «форма одежды» сохраняется только в глубинке, а ближе к Вамене так ходят только пожилые люди или во время проводимых дважды в году – в июне и августе - национальных фестивалей.

После ланча Эдди и Маркус предложили совершить прогулку по деревне. Она состоит как бы из нескольких поселений, образуемых одной, двумя, и даже тремя семьями. Обязательным являются дома – мужской и женский. Их устройство одинаково – посредине место для костра, а по периметру – нары или полати, которые устланы соломой.

Перед тем как лечь спать, разжигается костер, который горит «по черному», т. е. весь дым уходит через соломенную крышу. Мужчины спят в своем доме, а женщины с детьми – в своем. Если вдруг какой-то мужчина захочет провести время с одной из своих жен, он идет в этот дом, а затем возвращается обратно. Думаю, каждый может представить себе все «удобства» этой любви.


Помимо этих домов, у них есть еще и long house. Он побольше и в нем горят два или три костра, на которых готовится пища. Есть посуда. Сейчас она металлическая, но Дани уже много веков как изготовляли глиняную – всякого рода горшки, в которых варили и запекали выращенные ими овощи и мясо.

Переходя от дома к дому, засмотрелся на уходящую вдаль долину и немного отстал от группы. Вдруг из-за угла вышел старик. В котеке и с мачете. Выглядел устрашающе. И нужно было пройти мимо него – другого пути, кроме как бежать назад, не было. А вдруг огреет по шее своим мачете?! И что с него потом возьмешь?

И для подарка-то ничего с собой уже нет. Но – поздоровавшись – обошлось. Спросил меня жестом – нет ли курева? Увы, не было – дал доллар. И успел даже сфотографировать, пройдя в метре от него. Долго еще потом шел и оглядывался – не бежит ли он за мной.


Хотя, ранее часто отмечал, что стоит только кивнуть папуасам, или приветственно поднять брови вверх, как их хмурые и жутковатые лица сразу освещались удивительно искренней и добродушной улыбкой. Но этот так и остался непоколебимо мрачным.

Воинственность и каннибализм Дани

И, хотя наш Эдди и говорил, что представители племени Дани не считались людоедами, все же литературные данные свидетельствуют и об их воинственности, и об их всеядности.

Согласно многочисленным свидетельствам, в племенах Дани ещё в 20 веке был широко распространён каннибализм. Сохранились воспоминания миссионеров, которых пригласили на это посмотреть сами дикари. Так миссионер Том Bozeman, побывавший в 1963 году в племени и описал как воины расчленили и съели тело убитого перед тем врага, а вся их родня наблюдала за этим с расположенного неподалёку холма.

Об обычаях этого племени в 1964 году был даже снят фильм «Мертвые птицы». Его автор Роберт Гарднер придал особое значение темам смерти людей-птиц, имевшим место в культуре Дани. «Мертвые птицы» или «мертвые люди» - это термины, которые они применяли к оружию, взятому у врага во время битвы. Эти трофеи выставляли на всеобщее обозрение в течение двух дней танцев победы после смерти врага.


Ритуальные войны между деревнями издавна являлись традицией культуры Дани. В нее входит приготовление оружия, танцы воинов, сама схватка, а также лечение последующих ран и травм. Обычно битвы происходили для унижения врага путем похищения их женщин, его ранения или убийства, а не для захвата территории, собственности или уничтожения самого поселения.

Когда-то племя было известно тем, что воины Дани собирали головы своих врагов, но и сейчас они продолжают соблюдать не менее странные традиции, как, например, отрезания себе части пальца каждый раз, когда умирает их близкий родственник.

Однако не только оружие было целью таких войн. Немаловажным фактором была и так называемая белковая пища. А ее в этих местах не так и много. Свиньи дорогИ – и они были и есть мерило богатства Дани, и просто так съедать их – большое расточительство. Другой животный мир беден. Поэтому неудивительно, что человеческая плоть поверженного врага была хорошим дополнением к столу. Поэтому, проигравших битву – съедали.

Семейные отношения и женщины Дани

Дани – полигамны. И они считают это естественным, несмотря на то, что, в основном, они стали христианами и католиками. Ведь женщина, родившая ребенка, считается «табу» и недоступна для мужа от 2 до 5 лет. Это позволяет ей не иметь новой нежеланной беременности и посвятить больше времени и своему ребенку, и домашнему хозяйству.

А завести вторую и третью жену несложно. Нужно только иметь выкуп, каковым в этих краях являются не только свиньи, но даже и сладкий картофель. Однако, свиньи - на первом месте! Число свиней, а соответственно и жен, в этих краях и по сей день являются мерилом и символом статуса мужчин Дани.


У каждого из них должна быть по крайней мере одна жена для обеспечения четырех самых важных составляющих местной жизни: кухня, огород, дети и свиньи. И если несколько лет назад 4-5 свиней было достаточно для выкупа невесты, то сейчас цена поднялась до 10.

Но возраст невест от этого не вырос – он, как и раньше, находится в пределах 12-15 лет. И вторичные половые признаки девочек, видимые всей деревне, не замедлят сказать: - "Пора, милая! А то засидишься."


Так что у папуасов Дани в бОльшей выгоде будут те родители, у которых больше дочерей. И чем больше дочерей - тем больше свиней будет в хозяйстве! А для ухода за ними можно получить в обмен на свиней новую жену, которая тоже может принести девочку! И так без конца. Прямо какая-то пирамида типа МММ получается у них.

Но судьба женщин Дани нелегка. На них лежит все – дети, приготовление пищи, огород, свиньи. И, если свиноматка умрет, то она должна будет кормить и поросят своей грудью.
Немудрено, что их продолжительность жизни меньше чем мужчин. И средний возраст их жизни 40-45 лет. Женщин более старшего возраста в этих краях считают ведьмами (уж слишком много они знают!) и даже полагают, что их магия увеличивается с годами.

Вернувшись в наше поселение, мы обнаружили в нем гостей. Вернее – хозяев этих краев.

По зеленой траве двора гордо расхаживал красавец-мужчина Дани в своем национальном убранстве. Вы бы только посмотрели на него! Немолодой – уже лет за 40. Но - широкая улыбка, и все зубы на месте! Прямо хоть в Голливуд его! Звали его Yeskiel. Он принес свои сувениры – каменный топор, костяные ножи, ожерелья из ракушек и собачьих клыков. Были и клыки кабана, которые можно было хоть втыкать в нос, хоть вешать на шею.


Я купил те, которые нужно вешать на шею и теперь у меня стал полный комплект сувениров из каменного века – каменный топор, нож «туль» из бедренной кости казуара, ожерелье из клыков кабана, яркий венок-шапка на голову из меха кускуса и перьев и, конечно - котека!

Представляю, какой фурор будет, если во всем этом выйти на наши улицы!?

Компанию Yeskiel составила пара женщин – его жен, продававших фрукты и овощи. Но на его фоне они как-то не смотрелись – были уже стары и дряблы. Yeskiel хорохорился и бодрился, и только его сморщенные от холода яички выдавали окружающую температуру воздуха - под вечер еще заметно похолодало. Долину затянули облака и укутали в белое покрывало круглые крыши стоящих внизу по склону домиков Дани.


Пробыв у нас до захода солнца, вся их компания дружно покинула наше подворье, пообещав вернуться утром.
И, таки они были!

Праздник свиньи – Pig Fest в деревне Jiwika

После раннего завтрака быстро собрались и пошли в обратный путь в Вамену. Эдди, чтобы не идти по старой дороге, выбрал другую – вдоль реки Балием. Но к ней вела крутая тропа прямо вниз к реке Балием, и когда вскоре начал моросить слабый дождик, она стала очень скользкой. Всем женщинам хорошо помогали портеры, поддерживая их за руки. Практически, их снесли вниз. Вдоль реки было уже не так скользко, и мы благополучно дошли до джипов, ожидавших нас на морене.

Заехав в отель Wamena Pilamo, перекусили, переоделись и поехали в деревню Jiwika посмотреть на Pig Fest – в переводе “свиной праздник”. Вообще, у Дани это считается большим праздником и устраивается он по большим торжествам, потому что каждый день убивать свинью да еще и веселиться при этом – дорогое для них мероприятие. И никто этого не делает.

Но, с появлением туристов, Pig Fest стал коммерческим делом и проводится в деревне Jiwika, находящейся в 15 км на запад от Вамены. Для этой цели там используются бывшие поселения Дани, стоящие неподалеку друг от друга.


Когда мы приехали туда, опять заморосил дождик. Оставив джипы, пошли пешком к этим поселениям. Тут же к нам подбежали подростки – мальчишки и девчонки, и каждого из нас любезно взяв за руку, стали вести, показывая дорогу и переводя через грязные лужи. Какая воспитанность, любезность и благородство – подумали мы! Но, доведя до бревен, перегораживающих вход во двор (чтобы не разбегались свиньи и не выползали малые дети), стали в резкой форме требовать платы! И на доллар, или его эквивалент в 10.000 индонезийских рупий, смотрели очень презрительно – мало!

Расплатившись с маленькими вымогателями, перелезли через бревна и попали во двор типичного поселения Дани – мужской и женский дома, lohg house-кухня, помещения для свиней. Все это было в одном длинном – метров 70 - дворе.


По двору расхаживали уже несколько мужчин Дани, которые стали развлекать нас имитацией бросков копий. У одного из них не было нескольких фаланг пальцев на одной из кистей рук – потерял и жену, и сына - разъяснил нам Эдди.

Так как все еще моросил дождь, мы уселись за стол, который был приготовлен для туристов под крышей и стали пережидать непогоду. Двор узкий, грязный. Но здесь и происходят все представления.


Перелезая через бревна калитки, во двор входили все новые и новые жители деревни, которая была в километре от этого артистического поселения. Они расходились по «половым» домам и там переодевались, вернее, раздевались для представления. Прошло минут 40, и все «артисты» высыпали на двор. А тут и дождик перестал.

Вы бы только посмотрели как по двору горделиво расхаживали несколько атлетически сложенных молодцев. У каждого в руках был лук со стрелами или копье, умением пользоваться которыми они демонстрировали перед нами.


Так, один из них, не дойдя до меня несколько шагов, взял лук со стрелой наизготовку и, целясь прямо в мое сердце, как следует натянул тетиву! Такая шутка у них.

И, хотя знаешь, что это шутка, все равно было как-то не по себе. Тем более что стрелы у них со специально вырезанными фигурными наконечниками, которые ломаясь в теле жертвы, практически вытащить невозможно без нанесения человеку дополнительных страданий.

Развлечения современных папуасов Дани

Походили они так друг за другом, повыстраивались, вспоминая сценарий, а потом начался танец – мальчик с дедом искали что-то на земле. Оказалось – следы похитивших его мать людей. Потом начали нападать друг на друга две группы вооруженных луками людей, обозначая броски копий. Особенно выделялись два молодых красавца. К ним подошел мальчик – он плакал – «помогите вернуть мою маму», и те пошли отвоевывать ее. Ведь все стычки между ними – как правило, из-за женщин.


Затем танцевали отдельно женщины, хлопая в ладоши и выстукивая босыми пятками ритм, поднимая при этом брызги на мокрой после дождя земле. А мужчины при этом издавали устрашающие крики. Как и везде, с помощью танца папуасы рассказывали о своей жизни, о том, как они ходят на войну и охоту, как выбирают невесту. У всех народов это понятно без слов.

Затем двое воинов схватили тщедушного поросенка, которого кто-то вытолкнул на середину двора и растянули его за лапы, а третий, подойдя на расстояние 1 метра, выстрелил в него из лука почему-то в правую сторону груди, а не в левую, где должно быть сердце. Поросенок дико заверещал.

Чтобы покончить с его мучениями, стрелявший провернул провернул несколько раз стрелу в теле несчастного поросенка. После этого беднягу кинули на землю, а он еще и побежал прочь, орошая кровью грязную землю. Покрутившись немного поодаль и поверещав, вскоре испустил дух.

Затем, после убийства поросенка, двое стариков показали как они «добывают» огонь – стали крутить лиану вокруг деревяшки. Сначала это дело не спорилось, лиана пару раз рвалась, но потом все удалось и, подув на получившиеся тлеющие угольки, пламя вспыхнуло на сухой соломке. Без ужина Дани сегодня не останутся!


Под занавес папуасы исполнили танец изгнания из деревни злых духов. Каждый из вас, обладая даже небольшой фантазией, может себе легко представить эти танцы.

Здесь мы фотографировали их кто сколько захочет – Эдди обо всем договорился и заплатил. Сколько – я не спрашивал. Но, говорят, обычно, если это индивидуальная экскурсия, то с этим здесь большая проблема – клянчат деньги за каждый щелчок фотоаппарата.

Мы не стали дожидаться приготовления этого поросенка. Он был мал и тщедушен. Как только его хватит на всю ораву этих «артистов»? К тому же снова начал моросить дождик.

Мужчины разожгли добытым при нас огнем костер. Он должен прогореть и когда раскалятся положенные в костер камни, на них разместят завернутые в листья банана сладкую картошку и кусочки мяса несчастного поросенка. А после этого – пир горой! Однако, на все это уходит несколько часов.

Заключение

Но с нас уже хватит! Завтра улетаем в Джаяпуру, а послезавтра - на Бали!

И, словно на прощанье с этими краями, мы встретили одного старика в аэропорту Вамены когда улетали обратно в Джаяпуру. Он неприкаянно бродил среди отлетающих в распахнутом плаще, под которым из одежды была только котека и галстук.


Из европейцев наша группа была одна, и он постоянно крутился возле нас, стараясь сбыть собственный мед, налитый в бутылку из-под виски и какие-то бусы из ракушек. Его вид был оригинален – он был похож на нашего городского эсгибициониста – голый, с котекой на причинном месте и в расстегнутом плаще. Хорошо, что наши дамы увидели его не в день прибытия на Папуа...

Мы покидаем индонезийский штат Ириан Джая, который почти три недели был для всех нас и домом, и самым большим приключением в жизни. Мы еще не знали, что одному из нас здорово не повезло - через неделю, когда мы прилетели в Бруней, у него обнаружится малярия - Реальные мифы Брунея. Султан и брунейцы . Странно - ведь лично я не видел ни одного комара и, тем более, такого специфического малярийного - с длинными задними ножками. Как же это случилось и где? Может быть по прилету на курортном Бали?

Короткое знакомство с представителями трех племен – Депапре, Короваями и Дани, показало, что эти люди, хотя и живут на разных стадиях своего развития, но все еще ведут трудную борьбу за свое существование.

Они живут практически на износ. Чередуют работу, короткий отдых, какие-то битвы и засады друг на друга, и заботы о том как добыть на сегодня еду, и где украсть свиней и женщин. Многие из них живут пока еще со старыми традициями своих предков и культур. И иногда, в знак скорби об ушедших близких родственниках, все еще рубят себе пальцы.


В то же время мы также увидели, что у папуасов, оставивших свои родные ареалы обитания, уже нет в быту многих старых племенных традиций. И большинство из них стало «потерянным поколением» - они забыли старое, но не приобрели новое. Мало кто из папуасов, живущих сейчас в городах и селах, живет по законам своих предков и соблюдает все их обряды и обычаи. Не считают их «своими» и иммигранты с других островов Индонезии, переехавшие на ПМЖ на Папуа.

Какими они будут через несколько поколений?
Удастся ли им ассимилироваться в быстро развивающемся индонезийском обществе?

Как попасть в эти Затерянные миры?

Легко ли сейчас современному человеку попасть в эпоху Каменного века? Нет. В Джаяпуру летают несколько крупных авиалиний из всех основных хабов Юго-Восточной Азии. Из Джаяпуры вглубь острова – самолеты нескольких местных авиакомпаний. По рекам ходят лодки, оснащенные хорошими моторами. А вглубь джунглей проведут гиды, и все вещи, включая еду, палатки, спальные принадлежности и все, что захочется туристу, пронесут нанятые портеры, оплата которых пока чисто символическая.

P.S. В ссылке - документальный фильм автора очерка - "Путешествие в Каменный век": overland.com.ua/папуа_новая_г…

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Чем выше этаж в доме, тем дороже и престижнее квартира. В индонезийском племени короваи закон тот же: чем важнее человек, тем более высокое дерево для строительства дома он выбирает. «Вокруг света» рассказывает об удивительных традициях, обрядах и ритуалах, свидетелем которых стал Леонид Круглов

В начале 70-х годов прошлого века в центральной части острова Новая Гвинея голландские путешественники обнаружили племя людей, живущих на деревьях. Для защиты от набегов соседних племен папуасы-короваи строили жилища в джунглях на высоте более 15 метров. Христианским миссионерам удалось прекратить бесконечные войны между аборигенами. Большинство кланов освоились в предлагаемой европейцами среде и сейчас довольно дружелюбно относятся к чужакам. Тем не менее «высотки» продолжают строить.

Я хотел добраться до самых диких кланов племени. В миссионерской деревушке Сенгго я нашел двух папуасов, знающих английский, и мы отправились в путь.

ОГОНЬ ДЯДЮШКИ АУ

Четыре дня мы шли по безлюдным болотистым джунглям, пока один из проводников не заметил на опушке леса шалаш длиной около шести метров и шириной в два. Вокруг ни души. Внутри пусто. Уставшие, мы свалились на бамбуковый пол и задремали...

Неожиданно проснувшись, прямо над собой я увидел лицо сгорбленного старика в набедренной повязке. Седая борода, растрепанные волосы и огромные белки глаз - дядюшка Ау из советского мультфильма! Он пристально разглядывал меня. Я толкнул в бок спящих провожатых. Они вскочили на ноги, чем испугали старика, заставив его скрыться в неосвещенном углу дома. После коротких переговоров на местном наречии незнакомец успокоился. Как оказалось, дядюшка Ау, а вернее Вунинги, - хранитель огня из клана саях . Его семья соорудила шалаш, в котором временно остановятся члены клана. Они соберутся через несколько дней на ритуал строительства дома на дереве . А пока Вунинги принес сюда огонь: пламя тлело в небольшом расщепленном полене, в которое были вложены сухие листья. Так короваи и другие папуасы переносят огонь на дальние расстояния.

ПЕРВОБЫТНОЕ ПРИЧАСТИЕ

К следующему дню в шалаше собралось человек тридцать. Хозяином будущего дома был высокий мужчина Они. Как мне объяснили, для строительства нового жилища у него два повода: во-первых, старое пришло в негодность, а во-вторых, Они готовился стать отцом.

По правилам хозяин будущего дома обязан устроить пир для всех собравшихся. Главное угощение - личинки жука-дровосека. Чтобы запастись ими, Они заготовил несколько саговых пальм за месяц до начала церемонии - срубил их и оставил гнить в болоте.

Все представители клана отправились в чащу. Я с ними. На месте Они срубил верхний слой с одной из лежащих пальм. Внутри кишели жирные белые личинки сантиметра три-четыре в длину. Короваи возликовали и тут же стали поедать их. Видя, что я стою в стороне, Они собрал несколько личинок в пальмовый лист и принес мне. Я попытался отказаться, но виновник торжества нахмурил брови.

- Это дочь Матери саги. Все, кто будет строить дом, должны съесть ее , - он протянул мне одну личинку, предварительно оторвав ей голову.

Сага - основное дерево, которое используют короваи для строительства . Потому и главное их божество - богиня саги . Не съесть личинку - значит отказаться от своеобразного первобытного причастия и тем самым оскорбить племя. Почти зажмурившись, я проглотил «лакомство» и, к своему удивлению, отметил, что по вкусу оно похоже на белый гриб. Они одобрительно похлопал меня по спине.

Пир продолжался два дня . Вечерами члены клана собирались у костра, курили трубку и рассказывали друг другу новости. Так шла подготовка к основной части ритуала .

ПЛОТ НА ДЕРЕВЕ

Рано утром все члены клана отправились в лес. В чаще росли мощные баньяны высотой около 15 метров. Но короваи прошли мимо них и приблизились к тому, что был как минимум в два раза выше.

- Этого дерева достоин Они, самый сильный в нашем клане, - сказал Вунинги. - Чем сильнее человек, тем выше он должен жить.

Возле баньяна уже лежали очищенные от коры тонкие стволы саговой пальмы. Их, видимо, заготовили заранее. Несколько мужчин схватили два ствола и вскарабкались по дереву. Двое других, используя мягкую кору как веревки, стали привязывать к стволам нарубленные заранее толстые ветви. Получилась лестница высотой около 10 метров. На этом уровне началось строительство площадки, которую я принял за основу будущего дома: прямо на дереве короваи вязали настил наподобие плота. К ночи работа была закончена.

На следующий день около полудня я обнаружил, что вчерашний «плот на дереве» был лишь первой площадкой. Метров на 10 выше уже появилась вторая, поменьше. Сами же короваи сидели почти у верхушки и срубали тонкие ветви, оставляя лишь толстые сучья, которые должны были послужить фундаментом дому.

К вечеру большинство короваев отправились в шалаш, но несколько мужчин продолжили работу. Два человека находились на верхушке. Двое других стояли на площадках: один - на верхней, другой - на нижней - и подавали стволы саговой пальмы наверх, где из них вязали очередной «плот» - пол будущего дома. Короваи не сделали перерывов в работе даже ночью.

ПОГОДА В ДОМЕ

Утром третьего дня на высоте примерно метров 20–25 над землей возвышался дом. В длину он достигал шести метров, в ширину - трех. Крыша была сделана из пальмовых листьев.

- Ты должен подняться, таких домов нигде не увидишь. В клане у меня самый «высокий дом» , - сказал Они и подтолкнул меня вперед.

На второй площадке лестница закончилась. К дому можно было подняться только по свисающему стволу сагового дерева с засечками вроде маленьких ступенек. У меня получилось с трудом.

- Так мы защищаемся от чужаков, - объяснил Они. - Конец ствола закреплен только к потолку дома. Если кто-то попытается вскарабкаться, я сразу об этом узнаю, увидев, что ствол качается.

Через отверстие в полу я попал в жилище. Хижина без окон и дверей была довольно мрачной. Свет поступал через два небольших отверстия в крыше. Их, как объяснил Они, сделали для того, чтобы духи животных могли заходить в дом и выходить из него. Тогда, по поверьям, тут всегда будет достаток.

Вечером хозяин дома убил кабана . У подножия баньяна развели костер. Несколько человек собрались вокруг и запели что-то лирическое.

Они сидел в стороне вместе с избранницей, улыбался и смотрел наверх, туда, где находился их новый дом. Дом на дереве , который мужчина построил для своего сына .

Что нужно сделать в Индонезии

УВИДЕТЬ Музей Майкла Рокфеллера, в котором представлены вещи, найденные знаменитым этнографом на острове во время экспедиций. Сам Рокфеллер пропал в 1861 году (по легенде, был съеден асматами).

СЪЕСТЬ гадо-гадо - салат из фруктов и овощей, приправленный острым арахисовым соусом с кокосовым молоком (от 2500 IDR за порцию в любом кафе города) или рис с овощами и курицей (от 1000 IDR в мобильных закусочных warung ).

ВЫПИТЬ местного пива Bintang (от 1500 IDR в магазинах).

ЖИТЬ в Aston Jayapura Hotel (от 568 000 IDR в сутки за двухместный номер).

ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ на автобусе (от 100 000 IDR за поездку) или на такси, рассчитанном на 6–7 человек (от 500 000 IDR с человека).

КУПИТЬ в подарок резные статуэтки из дерева (от 1800 IDR за штуку в зависимости от размера), для себя - изделия из серебра с драгоценными камнями (от 380 000 IDR за кольцо).

Фото: DIOMEDIA, CORBIS/ALL OVER PRESS, HEMIS/AFP/EAST NEWS

Впечатления и фотографии: Леонид Круглов

Про папуасов

Друг из Австралии рассказал.

Есть у них в Мельбурне "Институт Аборигенской Культуры". Папуасов изучают. Традиции, обычаи, уклад жизни. А папуасы живут типа как в резервациях. Сохраняют этот уклад. И вот один профессор из института поехал в экспедицию. Живет у аборигенов несколько месяцев, книгу пишет. Все путем. Но угораздило этого Миклуху-Маклая в жену вождя влюбиться. Да так, что решил ее с собой в Мельбурн забрать. И красотка вроде непрочь. Но профессор - человек порядочный...

Много лет практикуя целительство и магию, в один прекрасный день я получила по электронной почте приглашение в Москву на кастинг телепередачи "Битва экстрасенсов" 7 сезон. Зная, что я сама никуда не подавала подобных заявок, я решила, что это очередная шутка, но все же набрала контактный номер и услышала на другом конце провода:

Вы попали на телевидение ТНТ... - радостно сообщил мне автоответчик.

Захватывающий вид открылся Бакунину с высоты Downtown - фасадом выходящего в Океан! Романтический фон для моряков, эмигрантов и путешественников. Глядя на набережную Embarcadero с толчеей мачт у причалов и рябь волн залива, на большой белый двухпалубный пассажирский пароход, маневрирующий на рейде, видишь, словно на живописной статичной картине - зеленые острова и туманные громады с другой стороны залива.

Берег от города уходит вглубь континента живописными вздыбившимися холмами с белыми...

Не обязательно всем разбираться в диалектике, но если ее берутся критиковать, то минимальное представление о ней необходимо. Однако, не так-то просто выяснить, что такое диалектика. Это понятие менялось исторически, но и сегодня нет определения, которое можно было бы назвать общеупотребительным.

Сократ называл диалектикой всего лишь искусство диалога. Зато согласно Аристотелю диалектика уже целая наука. Но можно ли продуктивно вести диалог, не располагая никакими знаниями? Нет. Наверняка...

Хельсинки

Будильник, как ему и положено, прозвонил в точно назначенное время. Я встал, умылся, надел линзы, оделся, и пошёл в ресторан завтракать. В шесть утра на пароме работал только ресторан шведского быстрого питания.

Очереди не было. Ресторан был пуст больше, чем наполовину.

Доброе утро! – поприветствовал я всё тех же барышень, что сидели вчера вечером за стойкой. Видимо, это было их постоянное место работы.

Доброе утро! – отозвались они без всякого энтузиазма. Судя по их...

Джентельмен

Разговор двух джентельменов:

Сэр как насчет гольфа?
- Тогда как насчет крикета
- Нет спасибо, я один раз пробовал, мне не понравилось.
- Может по бренди?
- Нет спасибо, я один раз пробовал, мне не понравилось.
- тогда может выкурим по сигаре?
- Нет спасибо, я один раз пробовал, мне не понравилось, но вот моему старшему сыну...
- Как сэр! У вас есть еще и младший сын?!

У папуаса спрашивают:
- Как...

Эту историю в разное время рассказали мне незнакомые между собой люди. Поставив точку в конце Ханифкиного повествования, я перечитал и обеспокоился: не всё в ней вяжется и стыкуется. Упущен самый драматичный момент – визит на кладбище бравого прапорщика и пальба из пистолета. Хотел было отложить написанное до лучших времён, но пришла мысль: быть может, после публикации ещё кто-нибудь из участников событий откликнется, объявится и расскажет свою версию той кошмарной ночи иль дополнит уже...

Я хандрил, Билли философствовал.
- Ты – человек, тебе свойственно жить чувствами, тесня разум.

У меня давно не было таких эмоций.
- Это от молодого тела. Помнится, кто-то хотел нейронами заняться и обучить клетки омолаживаться. Не пришло время?

Нет критической массы желания. Может, ещё куда смотаемся?

Смотаться оно, конечно, можно, только всерьёз опасаюсь за твою психику – выдержит?

А что с ней станется?
- Из прошлого променада тебя силой вернули. Инструктору...

(от малайского papuwa - курчавый)

собирательное название большей части коренного населения о. Новая Гвинея, островов северо-западной Меланезии, северной части о. Хальмахера и восточной части о. Тимор. Численность П. свыше 3 млн. чел. (1972, оценка). Антропологически П. относятся к меланезийской расе (См. Меланезийская раса). П. говорят на папуасских языках (См. Папуасские языки). Главные элементы их религиозных верований - культ предков, магия и тотемизм. С конца 19 в. под влиянием миссионеров распространяется христианство, которое ныне формально исповедуется большинством П. До недавнего времени П. жили (а в некоторых районах о. Новая Гвинея и островов северо-западной Меланезии и в настоящее время живут) первобытнообщинным строем. Основу хозяйства П. составляют клубневое земледелие подсечно-огневого типа, выращивание пальм и плодовых деревьев, свиноводство, рыболовство, частично охота. Часть П. работает на плантациях и предприятиях горнодобывающей промышленности. Вся жизнь П. сосредоточена почти всецело в родовых общинах, состоящих из нескольких семейно-родовых групп каждая. До европейской колонизации частная собственность на землю была неизвестна. Имущественная и социальная дифференциация только наметилась. Большой вклад в этнографическое изучение П. внёс русский исследователь Н. Н. Миклухо-Маклай.

Лит.: Миклухо-Маклай Н. Н., Собр. соч., т. 1-5, М.- Л., 1950-54; Пучков П. И., Формирование населения Меланезии, М., 1968; Бутинов Н. А., Папуасы Новой Гвинеи, М., 1968.

В. М. Бахта.

  • - собирательное название коренного населения Новой Гвинеи и внутр. р-нов многих др. о-вов Меланезии и Молуккских. Числ. П. св. 2 млн. чел. . Языковая и этнич...

    Советская историческая энциклопедия

  • - обитатели Новой Гвинеи и близлежащих островов; принадлежат к меланезийской группе, отличаются темным цветом кожи, негрообразными чертами лица и другими расовыми особенностями меланезийского типа...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - собирательное название большей части коренного населения о. Новая Гвинея, островов северо-западной Меланезии, северной части о. Хальмахера и восточной части о. Тимор...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ПАПУА́СЫ, -ов, ед. -ас, -а, муж. Коренное население Новой Гвинеи и нек-рых других островов Меланезии. | жен. папуаска, -и. | прил. папуасский, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПАПУА́СЫ, папуасов, ед. папуас, папуаса, муж. Туземное население Новой Гвинеи и некоторых других островов Меланезии...

    Толковый словарь Ушакова

  • - папуа́сы мн. Племена, населяющие Новую Гвинею и некоторые другие острова Меланезии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - папу"асы, -ов, ед. ч. -"...

    Русский орфографический словарь

  • - ПАПУА, чернокожие негрские и малайские племена, населяющие Австралию в близлежащие от неё острова...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Папуасы" в книгах

Глава 5. Папуасы и меланезийцы

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Глава 5. Папуасы и меланезийцы 5.1. Острова Океании Океания занимает гигантскую территорию – 63 млн. кв. км, на 98 % состоящую из воды. Для сравнения, площадь России – 17,1 млн. кв. км. К Океании относят всю юго-западную и центральную часть Тихого Океана. На крайнем востоке

Папуасы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПА) автора БСЭ

Папуасы всех стран, або Этнонимическая демонология.

Из книги автора

Папуасы всех стран, або Этнонимическая демонология. Как известно, Россию-Матушку, в которой живут Истинные Люди (по-чукотски - «лыораветляны»), постоянно окружают какие-то пришельцы, произошедшие не от тех обезьян. Разные чурки, хачи, лабусы, хохлы и мамалыжники. Чуть

В центральных горных районах деревни состоят чаще всего из отдельных, беспорядочно разбросанных и далеко друг от друга отстоящих хижин или небольших групп хижин. В них живут обычно члены одного рода или его подразделения.

Группы хижин окружены заборами из заостренных кольев около метра высотой. Всего в деревне насчитывается обычно 40-50 жителей. Однако в некоторых районах найдены поселения с числом жителей в несколько сот человек.

Иногда весь поселок состоит из одного, стоящего над землей на сваях, большого дома, вмещающего 50 и более человек. Внутри дома, вдоль боковых стен, расположены очаги, здесь живут семейные пары. Дети обычно занимают места в середине дома.

На северо-восточном побережье, юго-восточном полуострове и в некоторых других местностях встречаются большие деревни, насчитывающие каждая до 300 жителей. Вокруг площадки, имеющей круглую или подковообразную форму (смотря по условиям местности), расположено несколько обособленных групп построек, соединенных узкими тропинками. Каждая группа построек имеет особое название. На площадке стоит мужской дом. В последние годы колониальная администрация стала вводить «деревни нового типа»: папуасов заставляют располагать дома по трем сторонам большого четырехугольника, одна сторона которого остается свободной. Эгот тип деревень удобен для колониальных патрулей, более для них безопасен. Но папуасам не нравится этот совершенно чуждый им тип деревень, и, выстроив такую деревню, они не живут в ней, а поселяются где-нибудь поблизости.

Хижины папуасов крайне разнообразны по своей форме. В центральных горных районах, а также у племен мекео на южном берегу и в районе бухты Гумбольдта встречаются хижины конической формы. Племена, живущие в верховьях р. Мамберамо, строят нечто вроде двухэтажных хижин: внутри хижины на высоте 1,5-2 м от земли кладут рядами стволы бамбука, которые образуют верхний этаж, служащий для спанья; сюда можно забраться по стволу с зарубками или по косо поставленной доске. На берегу залива Астролябия и в других местах строят четырехугольные хижины с двускатной крышей, очень высоко поднятой для лучшего стока дождевой воды.

Изменения в организации власти и в хозяйстве в колониальный период

Каждая папуасская община и теперь живет более или менее замкнутой жизнью. Члены ее расчищают в лесу, поблизости от деревни, земельные участки, обрабатывают землю, собирают урожай, выплачивают налоги колониальной администрации, поставляют определенное число молодых мужчин для работы по «контракту» и т. д. Жизнью общины управляет «большой человек», или старшина, подчиненный колониальному чиновнику.

До прихода колонизаторов положение старшины у большинства племен не давало никаких привилегий. Старшина работал наравне со всеми. Единственно, чем он отличался от остальных членов общины, это числом жен: он имел не одну, а обычно двух или трех. Старшиной обычно становился человек, выделявшийся своими личными качествами среди других членов общины, например физической силой и ловкостью, знанием обычаев и легенд. В отношениях между старшиной и другими членами общины не было ничего похожего на отношения господства и подчинения.

«Всем взрослым, - пишет Миклухо-Маклай, - одинаково принадлежит право голоса, но между ними находятся более влиятельные, отличающиеся своим умом или ловкостью, и люди слушаются не их приказания, а совета или их мнения».

Вторжение европейских колонизаторов в конце XIX в. прервало самостоятельное развитие папуасов и нарушило их традиционный общественный уклад. Колониальная администрация, используя старшину в своих целях, присвоила ему значительные права и привилегии и создала для него возможности материального обогащения за счет остальных членов, общины. В настоящее время старшина получает от колониальной администрации жалованье, хотя и очень небольшое. Но, сверх того, он получает 10% от суммы собранных им налогов и поэтому старается собрать налогов как можно больше.

Различные термины в местных диалектах, обозначавшие старшину, все более уступают место меланезийскому термину лулуай. Во многих деревнях введена новая должность - тултул. Это - помощник лулуая, немного знающий английский язык. Его обязанности фактически сводятся к тому, что он служит переводчиком между лулуаем и колониальным чиновником, когда последний посещает деревню. Тултул назначается обычно колониальным чиновником из числа лиц, долго работавших по контракту на плантациях или горных разработках европейских «хозяев». Авторитет лулуая среди папуасов держится в значительной мере на старых родовых обычаях, прямая же связь лулуая с колониальной администрацией, наоборот, подрывает его авторитет среди рядовых членов общины. Колониальная администрация старается возродить и оживить старые, отмирающие родовые институты и укрепить тем самым власть лулуая.

Положение в районах, которые подпали под контроль колонизаторов, сильно изменилось. Папуасы потеряли часть своей земли. Колонизаторам нужны рабочие на плантации. Многие молодые папуасы вынуждены оставлять свои родные деревни на несколько лет и работать на плантациях. В деревнях остаются в основном старики, женщины и дети. Им приходится брать на себя всю работу, выполнявшуюся ранее молодыми мужчинами: расчистку новых участков, подъем целины, постройку хижин, лодок и т. п. Дети начинают работать с еще более раннего возраста, чем прежде. Отсутствие наиболее работоспособной части населения сказывается очень болезненно. Во многих деревнях огороды запущены, новые участки не расчищены: нет сильных рабочих рук, а орудия труда остались те же.

Миссионеры

Уничтожая старые («языческие») культы, европейские миссионеры вместо них насаждают не на учное мировоззрение, а другие религиозные представления и суеверия, которые способны лишь еще более затемнить сознание аборигенов. Они предают анафеме многое ценное в культуре папуасов, препятствуют развитию народного творчества.

«Правительственный этнограф» Ф. Уильямс пишет, что миссионеры уничтожили «все яркие краски культуры племени кевери» (папуасы с южного берега). Теперь кевери не носят украшений, потому что боятся «заболеть». Праздников не справляют, барабанов не делают; плясок нет; если кевери будут плясать, они «умрут». Старых песен не поют, старых преданий не рассказывают (в противном случае «заболеют»). «Все старые обычаи - плохие обычаи»-вот чему научили миссионеры кевери. Уильямс спросил местных жителей: «Если вы не рассказываете старых историй, то о чем же вы говорите?» Они ответили: «Если мы отбросим прочь все старые обычаи и примем новый образ жизни, то получим вечную жизнь - вот о чем мы говорим». Нужно отметить, что даже на «правительственного этнографа» Уильямса этот «новый образ жизни» произвел тяжелое впечатление. «Трудно представить себе что-либо более безотрадное!»- пишет он 1 .

Папуасы, однако, не хотят отказываться от своего традиционного образа жизни. В том районе, о котором пишет Уильямс, они, несмотря на угрозы миссионеров, возродили празднества и пляски. Миссионеры в наказание за это закрыли школу в дер. Дураму, но и эта мера оказалась тщетной 2 .

Образование и здравоохранение

Сохранение до сих пор в ряде районов Новой Гвинеи религиозно-магических обрядов и представлений объясняется в большой мере почти поголовной неграмотностью папуасов. Первая школа была открыта на Новой Гвинее в 1911 г. Сейчас там насчитывается несколько сот «школ», почти все они находятся в руках миссий. Но что это за «школы»! Обычно школьный учитель, он же миссионер, учит папуасских детей чтению молитв и пению религиозных гимнов, и на этом «образование» папуасов заканчивается. Сплошь и рядом «учитель» не знает папуасского языка, а дети, конечно, не знают английского. В результате получается так, что «учитель» рассказывает детям, как об этом пишет Кэпелл, «о незнакомом предмете на непонятном языке» 3 . Есть, однако, и учителя-папуасы, но они сами весьма мало подготовлены;

В некоторых школах - так называемых «цивилизующих» (civilizing schools) детей обучают ремеслам, начаткам агротехники, чтению и письму. Обычные общеобразовательные предметы считаются для них недоступными, и их не преподают. Арифметика, например, преподается только в тех местностях, где уже вошло в быт товарное и денежное обращение. Языки преподавания в одних случаях - местные наречия, в других - пиджин- инглиш. В Западном Ириане преподавание ведется на малайском языке. Литературные европейские языки (в частности, английский) колонизаторы не хотят преподавать папуасским детям.

Колониальная администрация, правда, ощущает потребность в грамотных папуасах, но тут она наталкивается на сопротивление плантаторов и горнопромышленников, которым это невыгодно. В 1929 г. администрация мандатной (ныне подопечной) территории Новой Гвинеи решила послать в Австралию семь папуасских подростков на учебу. Но плантаторы и горнопромышленники подняли по этому поводу такой шум, что администрация отказалась от своего намерения. В передовице местной газеты от 1 февраля 1929 г. сообщалось: «Мы с удовольствием узнали, что семь туземцев, которых предполагалось послать в Австралию, не будут туда посланы». Эта история повторилась и в 1947 г., когда предполагалось отправить в медицинскую школу на Фиджи шесть папуасов. Плантаторы и горнопромышленники не желают, чтобы их рабы знали больше, чем нужно «хозяевам».

Австралийский антрополог И. Хогбин в своей недавно опубликованной книге, написанной после длительного пребывания в одной из деревень Новой Гвинеи, пишет: «По мере того как растет опыт туземцев, возникает необходимость технического образования. Если бы австралийцы, заявил один туземец из племени бузама, присылали нам побольше учителей, у нас были бы собственные инженеры, врачи и летчики» 1 .

Медицинское обслуживание на Новой Гвинее фактически совершенно отсутствует. На каждые 100 тыс. жителей приходится всего три врача 2 . Колониальная администрация расходует по этой статье менее 1 шилл. в год на человека, считая, конечно, только население «контролируемых» районов. Все папуасские женщины рожают в своих хижинах, без всякой медицинской помощи.

Современная колонизация

В некоторых деревнях, далеко не во всех, есть особая должность: «медицинский тултул». около 10 тыс. человек европейского происхождения. Они живут обычно в прибрежных районах, в горах их очень мало. Это - господствующий слой: колониальные чиновники, плантаторы, горнопромышленники, вербовщики рабочей силы, миссионеры,- скупщики и т. п. Это те люди, которые непосредственно проводят политику колониального гнета, расхищают природные богатства Новой Гвинеи и беспощадно эксплуатируют коренное население. Они обманным путем «покупают» земли у папуасов и заставляют их работать за ничтожную плату. В 1921-1922 гг. администрация мандатной территории цинично писала в Лигу наций, что «самое надежное средство цивили- зирования туземцев - это их работа на европейцев». Когда местности в Кокода в 20-х годах начали строить небольшой аэродром, то рядом устроили тюрьму, арестовали несколько десятков папуасов и заставили их расчищать посадочную площадку.

На Новой Гвинее имеется слаборазвитая горнодобывающая промышленность (нефть в Западном Ириане, золото в северо-восточной Новой Гвинее и Папуа). Но главное занятие европейцев-ведение плантационного хозяйства. С Новой Гвинеи вывозят копру, трепанг, жемчуг.

Дома европейцев построены из завезенных сюда досок. Многие плантаторы в первые годы своего поселения на Новой Гвинее живут в домах, построенных из местного материала, с крышей из листьев саговой пальмы или из травы кунаи. Пол обычно застлан цыновками. Тяжелой мебели, как правило, нет.

Плантационное рабство

В настоящее время на Новой Гвинее эксплуатация природных богатств находится на руках иностранных компаний. В 1952 г. таких компаний насчитывалось 47; крупнейшей из них был американский трест Buloio Gold Dredging 1 . Компании эксплуатируют труд местного населения - большое число молодых папуасов работает на плантациях, горных и нефтяных разработках, обычно далеко от родной деревни.

Труд на плантациях и горных разработках - это труд, потерянный для общины. Папуасы не хотят уходить из своих деревень. Поэтому введена система принудительных мер, применяемых колонизаторами к папуасам,- «система контрактацию). Она вступает в силу с того момента, как деревня берется «под контроль»;

На Новой Гвинее деревня, взятая «под контроль»,- это деревня, обложенная денежным налогом. За неуплату налога полагаются принудительные работы на плантациях и горных разработках. А чтобы уплатить налог, папуас, никогда не имевший и не имеющий денег (если не считать раковинных денег), должен, очевидно, идти на работу к тому, кто:>ти деньги имеет, т. е. опять-таки к плантатору или к горнопромышленнику.

В деревню приходит вербовщик, спаивает папуасов (он получает 4-5 фн. ст. за каждого «законтрактованного парня») и заставляет их оттиснуть свой палец под непонятным им текстом «контракта».

Работа на плантациях и горных разработках тяжела и изнурительна. Заработная плата крайне низка. Путем выдачи вместо денег талонов, или бонов (которыми папуас платит втридорога за выдаваемую ему пищу), путем систематических штрафов заработная плата еще более уменьшается 2 .

Не удивительно, что вербовщикам все труднее становится набирать рабочую силу для плантаций и горных разработок. В 1948/49 г. на плантациях и в шахтах «подопечной территории» насчитывалось всего 30 тыс. аборигенов-рабочих. «Недобор» против потребности составлял около 8 тыс. В 1954 г. на нефтяных разработках двух компаний - австралийской и американской - в колонии Папуа, на юго-востоке Новой Гвинеи, было занято около 2,5 тыс. папуасов. Они служат большей частью носильщиками и выполняют разные черные работы. Но папуасы начинают овладевать и более квалифицированным трэдом. В джунглях, где колонизаторы не хотят работать сами, папуасам поручают те или иные работы по разведке нефти, наблюдение за машинами. И папуасы хорошо справляются с обслуживанием сложных аппаратов, например сейсмических (геофон) и т. п. 3 .

На таких работах, как расчистка дорог, ремонт мостов и пр., колонизаторы открыто, не прикрываясь даже «фиговым листком» контракта, практикуют принудительный труд. Они сгоняют папуасов из соседних деревень и 9 угрожая тюрьмой или телесным наказанием, заставляют их работать.

Национально- освободительное движение

Папуасы все более осознают, что единственная причина их отсталости в настоящее время заключается в колониальном гнете. Их борьба за национальную независимость становится все организованнее.

Когда в 1942 г. японские войска высадились на северо-восточном берегу острова, все европейские резиденты эвакуировались с Новой Гвинеи в Австралию. Папуасы на некоторое время оказались хозяевами острова. И они решили бороться за свою землю «при помощи деревянных копий против механизированной мощи современной армии!» - восклицает один автор. Они выступили против японцев. В районе о-ва Биак (Западный Ириан) вспыхнуло восстание, получившее название движения Манерен - по имени легендарного вождя Мансреи-Магунди, который управлял счастливой страной, когда в ней еще не было ни японских, ни голландских колонизаторов. Во главе восстания встал папуас Стефанус. Он выдвинул лозунг «Папуасская земля для папуасов!» и призвал народ к борьбе за свою свободу против иноземных насильников. Движение быстро перекинулось с о-ва Биак на о-в Номфур. Против повстанцев был послан военный корабль. Папуасы, вооруженные копьями, луками и стрелами, напали на этот корабль, но были рассеяны пушечным огнем 1 .

В те же годы подобные цели ставило перед собой движение, возглавленное папуасом Симпсоном. Симпсон был убит японцами. А когда в ходе войны на юго-западном берегу Новой Гвинеи высадились англо-американские войска, папуасы выступили и против них. По словам двух авторов (Хогбин и Веджвуд), папуасы заявили англо-американцам следующее: «Если вы отберете у нас землю, наши жены и дети и мы сами умрем с голоду. Лучше нам умереть сражаясь, чем вымирать от голодания. Только когда мы будем мертвыми, солдаты возьмут нашу землю» 2 .

После окончания второй мировой войны по всей Новой Гвинее не прекращаются восстания против колониального гнета. В своей новой книге «Преображение» логоин пишет: «люди сообщают о случаях жестокого обращения, требуют более высокой заработной платы и бастуют, когда им отказывают. У властей возникают трудности, когда делегации местного населения требуют увеличения числа учителей, введения новых посевных культур и организации местного самоуправления» 1 . Папуасы требуют самоуправления, они борются под лозунгом «Новая Гвинея для папуасов».

Особенно решительный характер носят восстания в Западном Ириане.

В 1945 г. вновь на короткое время возродилось «движение Манерен». В другом районе началось восстание Мера-Пути (в переводе означает «Красный-Белый») под руководством папуаса Маркуса Индеу. В это время вожди восстаний Манерен, Мера-Пути и вновь поднявшегося движения Симпсона установили связь между собой. Была поставлена конкретная политическая цель борьбы - объединение с Индонезией. В феврале 1947 г. голландское правительство послало войска и организовало кровавые расправы. Но движение продолжается. Имели место восстания в районах городов Бабо, Кобас, Факаофа, Соронг 2 .

В г. Маданге (залив Астролябия) в 1946 г. восстало 2 тыс. папуасов. В Финшхафене в том же году все лулуаи и тултулы вернули киапу (колониальному чиновнику) свои форменные фуражки, т. е. отказались служить колониальной администрации. В деревне Ануапата (южный берег) в том же 1946 г. собрались папуасы всех соседних деревень и послали австралийскому министру колоний радиограмму: «Народ не желает возврата старой системы управления, народ желает установить новое управление» 3 .

Советские представители в ООН неоднократно выступали по вопросам, касающимся Новой Гвинеи. Проект соглашения по опеке над Новой Гвинеей, представленный Австралией, не предусматривал конкретных гарантий свободы слова, печати, собраний. Он обходил молчанием вопрос о более широком привлечении местного населения к участию в совещательных и законодательных органах. Советская делегация настаивала на том, чтобы эти пункты были включены.

Советским делегатам в комитете по опеке удалось добиться включения ряда пунктов, расширяющих права папуасов. Но Генеральная Ассамблея не посчиталась с решением Комитета по опеке и механическим большинством утвердила проект в его первоначальном виде.

На Новой Гвинее ширится движение против колониализма. События, цроисходящие на этом острове, заслуживают самого пристального внимания.